АРХИВ

logo

Вы находитесь здесь:портмоне/2008/Номер от 19.08.08/Псевдобезыскусность Сергея Браткова
25.08.2008 09:37

Псевдобезыскусность Сергея Браткова

Автор  Портмоне
Теги:

По приглашению галереи «Артзебс» наш город посетил один из самых известных современных художников, участник Венецианской биеннале, «Манифесты» и других престижных выставок Сергей Братков. Неизменно дерзкий, но разноплановый фотограф, он один из тех, кто репрезентует украинский contemporary art на Западе.

Хотя придерживаться каких-то национальных границ в случае с Братковым довольно сложно. Родился в Харькове, живет в Москве. Начал заниматься фотографией больше 20 лет назад, когда был живописцем и скульптором, делал «актуальный концепт». Благодаря своему опыту Сергей одним из первых вывел фотографию в новое качество Предмета, занимающего собой пространство как скульптура или объект. Если бы тридцать лет назад какому-нибудь известному галеристу сказали, что он будет выставлять у себя в галерее фотографии, это вызвало бы у него шок. Между тем сегодня на крупнейших мировых выставках художественные фотоработы нередко занимают большую часть экспозиции, а цены за лучшие из них уже превысили психологический рубеж в миллион долларов.

 

В середине 90-х впервые на Западе заговорили о феномене новой фотографии с Востока, воздействующей «безыскусным показом жесткой натуры». Псевдобезыскусность оказалась провинциальной чертой, до сих пор остающейся в фотографии Браткова.

Талантливый художник стремительно ворвался в тесный мир современного искусства Москвы в 2000 году, своим проектом «Дети» напугав и озадачив избалованную гламуром публику. Именно период экспонирования выставки был объявлен московскими критиками временем «вхождения во славу» этого автора. Братков, с тех пор переехавший в Москву, оказался чрезвычайно трудоспособен: около десяти проектов в год. Репортажи про День ВДВ, про праздник пива и про другие случаи в жизни (cайт Васильевского Острова), когда человек расслаблен и расстегнут, весел и открыт, у Браткова выходят адекватно и весело.

Также стремительно пришло и международное признание. На счету Сергея Брат-кова участие в Биеннале современного искусства в Сан-Пауло, 50-й Биеннале современного искусства в Венеции, выставке «Москва-Берлин» 1950-2000». Его работы приобретены музейными коллекциями S.M.A.K. (Гент, Бельгия), MUKHA (Антверпен, Бельгия), Marta Herford (Германия), Centro Galego de Arte Contemporanea (Испания), знаменитыми частными коллекционерами во всем мире. В 2004 году Сергей Братков представляет Россию на престижнейшей Manifesta 5 в Сан-Себастьене (Испания).

В течение последних лет Братков создал целую галерею героев эпохи, героев, оказавшихся на историческом перепутье, неказистых и неприкаянных внешне, но мужественных и человечных внутри. Из последних новостей: в WINTERTHUR PHOTOMUSEUM (Швейцария), самом авторитетном музее фотографии в Европе, прямо сейчас действует персональная ретроспективная выставка GLORY DAYS. А в Запорожье Сергей прибыл, отложив швейцарские гастроли, для подготовки специального этнического проекта по заказу галереи Пинчука PinchukArtCentre, который будет показан там, скорее всего в декабре. Пинчук, кстати, является одним из главных почитателей и коллекционеров Браткова на Украине.

Организованные «Артзебс» фотосессии завели актуального автора в промзону, плавни, соцгород, на Хортицу. Конечно, «Артзебс» в будущем собирается устроить показ работ Сергея, но, ввиду финансовых причин, не все так легко.

Братков, при внешней прямоте, остается художником интонаций, не только работающим с современностью и в ее контексте, но выделяющим ее смысл собственной расстановкой акцентов.

Артур Туркин

На фото — работы Сергея Браткова

Эта работа была сделана на территории военного училища для женщин в Харькове; снять пародию на модную съемку художнику удалось, представившись фотографом модного журнала, тем самым уже акт съемки превратился в игру с контекстами актуального арт-процесса. Так возникла пародия на PlayBoy и модельные съемки Хельмута Ньютона, ставшие одновременно продуктами массового потребления в новой освободившейся от одних и еще не прикипевшей к другим стереотипам стране.

Еще статьи на тему: