АРХИВ

logo

Вы находитесь здесь:портмоне/2009/Номер от 07.04.09/Сказка ложь, да в ней намек...
06.04.2009 14:22

Сказка ложь, да в ней намек...

Автор  Портмоне

В два года мы верим в говорящих зайчиков, в три искренне полагаем, что в бабушкином погребе живет гномик, в пять уверены, что тыква может стать каретой, если очень захотеть... А потом мы вырастаем, позволяем жизни убедить нас в том, что это невозможно, и становимся скучными взрослыми. Хуже всего, что иногда скучные взрослые превращаются в опасных взрослых. Это происходит, когда они задумываются: а стоит ли забивать голову собственного ребенка волшебной ерундой, читая ему сказки? Если восторженно горящие глаза малыша или его мечтательная улыбка — для вас не довод, прислушайтесь к тому, что говорят об этом профессионалы.

Сказкотерапия в действии

Социальный педагог Елена Филь работает над диссертацией по подготовке специалистов к использованию сказкотерапии в их профессиональной деятельности.

 

Что такое сказкотерапия?

Е. Ф.: Это метод педагогической, психологической, психотерапевтической помощи человеку в разрешении личностных и межличностных проблем в любом возрасте. В качестве инструмента выступает сказка. Есть несколько направлений сказкотерапии: в некоторых используют готовые сказки — либо психологические, либо традиционные; в других пишут сказку специально для клиента, исходя из его проблемы; в третьих — пишет сам клиент, таким образом осуществляя лечение. Впрочем, терапия — это не только лечение, это еще и развитие, коррекция, воспитание. В последнее время сознательные родители все больше внимания уделяют раннему развитию. Правда, большинство подразумевает под этим понятием исключительно развитие интеллекта. А это приводит к «перегибам на местах».

 Иногда приходится слышать мнение, что тратить время на фантастические бредни не имеет смысла, нужно давать детям научную картину мира, читая энциклопедии и реалистичные произведения. Каково на сей счет мнение специалистов?

Е. Ф.: Дело в том, что до шести лет у ребенка превалирует развитие правого полушария мозга, которое отвечает за творчество, воображение, эмоции, чувства. Сказки как раз и стимулируют этот процесс. С семи лет начинается интенсивное развитие логического левого полушария: приходит время научных знаний и энциклопедий. Хотя если ребенок просит вас почитать энциклопедию до шести лет — читайте, конечно, но не забывайте и о сказках.

 Что дает ребенку чтение сказок?

Е. Ф.: Чтение сказок помогает сформировать в сознании ребенка морально-этические категории: что такое хорошо и что такое плохо; развивает эмоциональную сферу, прежде всего посредством эмоций человека, читающего сказку; развивает речь и представления об окружающем мире; дает ему веру в собственные силы. Сказочное пространство — ресурсное пространство, поддерживающее уверенность человека. Ведь в сказке добро побеждает зло, а ребенок, как правило, идентифицирует себя с главным героем, с силами добра, одерживающими победу.

 Когда стоит начинать читать детям сказки?

Е. Ф.: С самого рождения. До двух-трех лет усваивается не смысл, а прежде все-

го эмоции. Начинать стоит с простеньких рифмованных потешек. С полугода можно знакомить ребенка с простыми куммулятив-ными сказками, то есть историями, где постоянно повторяется одна и та же фраза или ситуация. Повторы в «Колобке», «Теремке», «Репке» развивают память, помогают лучше усвоить содержание, смысл истории. В три-четыре года дети хорошо воспринимают сказки о животных. Сказка может выступать в качестве затравки, толчка к получению новых знаний: ребенка заинтересовал какой-то персонаж и он хочет узнать о нем побольше. Очень важно активно подключать к чтению мимику, жестикуляцию, можно разыгрывать мини-спектакли — все это помогает ребенку активно включаться в процесс восприятия и сотворения сказки. Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок день за днем просит почитать одну и ту же сказку. Мама с тоской смотрит на книжную полку, где столько еще замечательных непрочитанных сказок и пытается переубедить малыша. А делать этого как раз не нужно. Коль ребенок просит, значит, ему это нужно. Наши предки рассказывали одну и ту же сказку вечер за вечером до тех пор, пока ребенок не заучивал ее наизусть. Во-первых, это дает ему ощущение стабильности, необходимое именно на этом этапе, во-вторых, помогает лучше осознать смысл истории.

 

Бывает так, что суть сказки не понимает сам взрослый. Стоит ли в таком случае читать ее ребенку?

Е. Ф.: Не стоит бояться непонятного. Ребенок возьмет то, что ему нужно, ведь сказка — это многоуровневое произведение. Ограничение тут одно: не стоит читать то, что вызывает у вас неприятие и отторжение. Ребенок обязательно почувствует негативные эмоции, которые вы испытываете, и никакой пользы ему такое чтение не принесет. Не стоит переделывать окончание сказки, которое вам почему-то не понравилось. Ведь у взрослого тоже полно своих проблем, которые он и внесет в сказку, корректируя ее. Лучше уж положиться на мудрость народа или классика, чьи произведения проверены многими поколениями.

 Сказка оказывает влияние на детскую психику. Но обязательно ли позитивное?

Е. Ф.: Сегодня некоторые психологи высказывают мнение, что сказка может сформировать негативный стереотип. Например, история о Спящей Красавице якобы учит девочку пассивному поведению: ничего не делая, ожидать принца-спасителя. Мне кажется, сказка может только подкрепить сценарий, который девочка видит в жизни. Например, если мама ведет себя подобным образом, то сказка может подкрепить стереотип. Сама же сказка не сыграет главную роль.

 Достаточно ли просто читать сказки для достижения тех положительных целей, которые вы упомянули, или нужно еще и обсуждать прочитанное с ребенком?

Е.Ф.: Обсуждать можно, но не обязательно. Сказка самодостаточна. Если же вы хотите обратить внимание ребенка на какие-то конкретные моменты, поведение героев, их качества — можно и поговорить. С другой стороны, бывает очень интересно спросить ребенка, как он понял прочитанную историю: зачастую он воспринимает перипетии сюжета совсем не так, как родитель.

 Нужно ли объяснять, как правильно понимать эту сказку?

Е. Ф.: Нет, конечно, волшебная сказка — не математика, тут не может быть правильного или неправильного понимания. Наоборот, по впечатлениям ребенка можно сделать много интересных выводов о его внутреннем мире: чем он живет, что его тревожит, что нравится. Это своеобразная диагностика.

В последнее время в продаже появилось много сборников, озаглавленных «Сказки для мальчиков» и «Сказки для девочек». Закономерно ли такое деление?

Е. Ф.: Как правило, ребенок сам условно делит их по принципу пола главного героя. Если дочка проявляет интерес только к историям о принцессах — следуйте за ее интересом. Но вводить деление искусственно не стоит. Ведь в каждом человеке есть и мужское, и женское начало, вполне естественно развивать их оба. Кроме того, сказки дают ребенку пример разнообразных ролевых взаимодействий, образцов поведения, поэтому не стоит создавать перекос в мировосприятии ребенка, читая только о представителях его пола.

 Нужны ли страшные сказки? 

Сказки бывают разные: веселые и грустные, активные и романтические, смешные и страшные. Вот последние-то и вызывают у родителей больше всего вопросов. Зачем пугать ребенка злым волком, голодной Бабой Ягой или жутким Карликом Носом? Не приведет ли это к неврозам и фобиям? Этот вопрос мы задали директору консалтингового агентства «Пситрон» Анне Пришутовой.

 

А. П.: Страшная сказка выступает в роли прививки: появляются знания, опыт и силы для того, чтобы взаимодействовать с эмоциями в жизни. Главное, чтобы сила воздействия была адекватна уровню восприятия ребенка. В определенном возрасте (обычно 8-10 лет) психофизиологические особенности ребенка таковы, что ему необходимы страшилки, и он с удовольствием выдумывает их сам или вместе с друзьями. Так возникает детский фольклор: истории о черной руке и гробе на колесиках, передающиеся из поколения в поколение. В более раннем возрасте необходимо опираться на реакцию ребенка: если ему не нравится, нужно просто прекратить читать. Вообще страх — субъективное понятие, порой то, что пугает взрослого, — не страшно для ребенка из-за различий в жизненном опыте. С другой стороны, некоторые чувствительные дети боятся даже историй про Красную Шапочку и трех поросят. Естественно, не нужно заставлять ребенка слушать то, что он слушать не хочет.

 Сказки и подсознание

Родители зачастую уверены, что сказка обязательно должна чему-то учить. И ломают голову, пытаясь отыскать мораль сей басни. О чем «Курочка Ряба»? Чему учит «Красная Шапочка»? Директор Юго-Восточного Института Психоанализа Светлана Светозарова утверждает, что сказки не обязательно воспринимать сознательно.

С. С.: На самом деле сказки, особенно народные, затрагивают глубинное бессознательное. В каждой сказке — отражение сценариев, которые очень важны для ребенка на определенном этапе. Ведь на каждой стадии развития ребенок переживает определенный вид психологической травмы, и сказка выполняет компенсаторную работу, позволяя пережить эту травму, отреагировать на нее, может, даже оплакать — и жить дальше. При этом ни ребенку, ни родителю необязательно понимать, как это происходит. Если конкретная сказка для ребенка своевременна и нужна, он будет просить читать ее или перечитывать конкретные фрагменты. Расшифровка символики сказки для этого не нужна. Хотя это очень интересная тема. Например, «Красная шапочка» рассказывает о девочке, переживающей период взросления. Ее головной убор символизирует, что она прошла этап половой самоидентификации. Лес — традиционный символ бессознательного, волк — искушение, бабушка — опытная женская сущность и так далее. Это история преодоления соблазнов. «Курочка Ряба» — и вовсе архетипическая сказка о жизни и смерти. Но, повторюсь, понимать, трактовать и расшифровывать сказки не нужно. Достаточно получать от них удовольствие, а свою целебную функцию они выполнят и так. 

Общалась Ольга Баранова

 

 

Еще статьи на тему: