АРХИВ

logo

Вы находитесь здесь:портмоне/2009/Номер от 03.11.09/Богемный бизнес
03.11.2009 10:47

Богемный бизнес

Автор  Портмоне

В Украине галерейный бизнес появился чуть более десяти лет назад. И как это бывает со всем новым, к нему стали проявлять интерес. По итогам 2007 и 2008 годов киевская «Сеть галерей Ра-ритет-Арт» Олега Торгало (интервью с которым мы печатали в №15 от 14-28 июля 2009 года) продала картин больше всех других галерей в Украине.

Конечно же, «Портмоне» обратилась по теме к признанным авторитетам, мэтрам этого красивого бизнеса. "Галерейный бизнес" — направление новое и очень непростое.

Одной предприимчивости и коммуникабельности тут недостаточно. Быть успешным на арт-рынке научить невозможно. Хотел бы напомнить известное изречение: «Настоящее искусство — это зарабатывать на искусстве» и преуспевающих галеристов намного меньше, чем успешных художников, так как один грамотный галерист объединяет вокруг себя десятки, а в редких случаях и сотни талантов.

Если вы не творческий человек, любящий и разбирающийся в искусстве, — шанса на успех нет. Не менее важно быть доброжелательными, искренне интересующимися людьми, тонким психологом, уметь прочувствовать, что именно может наиболее удовлетворить эстетические потребности вашего клиента. Задача грамотного галериста — не впарить картинку, а внести в мир покупателя кусочек прекрасного, доставляющего духовное наслаждение, — произведения искусства.

С другой стороны, если вы обладаете всеми этими способностями, вам удастся дарить положительные эмоции максимальному количеству людей, и по негласным законам мироздания весь позитив от этой деятельности вернется вам сторицей. Когда находишься в состоянии гармонии с собой и внешним миром, эта гармония привлекает успех и много хороших и интересных людей. Само соприкосновение с искусством возвышает и дает нам понимание его божественного начала. Хочу пожелать успеха в арт-начина-ниях всем добрым и честным людям. Чем нас больше, тем лучше для всех».

http://cash-forum.biz/

PS: Корреспондент «Портмоне» по заданию редакции изучал особенности галерейного бизнеса в родном Запорожье.

Как это бывает со всем новым, к галерейному бизнесу стали проявлять интерес и в Запорожье. Впрочем, многие, так и не поняв его сути, прогорали. Вспомним, к примеру, первую частную запорожскую галерею «Эос», канувшую в Лету, или «Артзебс», перешедшую в интернет-формат. Тем не менее, сегодня в Запорожье несколько подобного рода проектов если не шикуют, то, во всяком случае, существуют — Art L, Lenin, выставочный зал Союза художников и другие.

Живописные тенденции

Галерейный бизнес потому и кажется привлекательным, что его и сейчас легко можно начать чуть ли не с нуля. Без преувеличения успешным можно назвать дебют галереи Art L, открывшейся в марте этого года. Когда непредсказуемая судьба преподнесла профессиональному художнику Антону Шере-тову подарок в виде помещения, он оказался перед выбором между студией для творчества и галереей. В конце концов, галерейная составляющая победила. Возглавляемая Антоном школа живописи остро нуждалась в представлении собственного высококачественного художественного продукта. Кроме того, хорошо ориентирующийся в живописных тенденциях Шеретов хотел продемонстрировать запорожцам, что же, по его версии, представляет собой подлинное искусство. Таковым, по его мнению, является реалистическое искусство классических направлений: «В отличие от авангарда или поп-арта, здесь надо вложить больше труда. К тому же, занятие этим жанром приносит радость общения с природой и постижения мира».

Несколько иных взглядов придерживается владелец галереи Lenin Юрий Баранник. Открытая три года назад в его собственной квартире галерея прямыми продажами не занимается, оказывая посреднические услуги между авторами и покупателями. Lenin, в отличие от Art L, представляет только современное и концептуальное искусство. Как бы это громко ни прозвучало, главной своей миссией Баранник считает просвещение. Именно для этого, по его словам, и была создана галерея.

Цена вопроса

Если говорить о вкусовых предпочтениях, то Антон Шеретов однозначно склоняется в сторону пейзажа и радуется, когда его пристрастия разделяют клиенты Art L. Галерея представляет коллекции картин запорожской школы пейзажа, в частности Георгия Колосовского, Анатолия Фомина и более молодых последователей. Благодаря наличию собственного продукта, галерея имеет коммерческий успех, считает Антон. Выставки иногородних авторов также пользуются спросом. «Высокий художественный уровень и доступные цены — наша политика, — говорит директор галереи. — Работы молодых авторов стоят порядка 300-1200 гривен, уже признанных — около 5000 гривен».

С демократичностью цен в Art L тяжело не согласиться. Так, например, картины того же Фомина успешно продаются при помощи британских галерей и аукционов. Одна из лучших его работ была продана на аукционе за 16 000 британских фунтов. Как правило, картины Анатолия Никифоровича, исполненные маслом на холсте или картоне (не обрамленные), стартовали с ценового диапазона 250-700 фунтов и продавались во много раз дороже. Работы семейства Фоминых украшают многие картинные галереи и публичные места, востребованы украинскими бизнесменами и политиками. Если говорить о Георгии Колосовском, зачинателе запорожской школы пейзажа (к которой относятся Фомин, Чуйков, Коробов, Гайдук, Акиншин, Смирнов и другие), то имя его хорошо известно коллекционерам и представляет определенный коммерческий интерес на украинском арт-рынке. Еще несколько лет назад его картины в запорожской галерее «Эос» продавали по 150 гривен, а теперь в Art L они же стоят около 1000 долларов. И это, надо полагать, не последняя их цена.

С авангардом, в отличие от классики, не все так просто. На рынке современного искусства предложение превышает спрос, считает Юрий Баранник. «В данной ситуации contemporary art не очень хорошо продается, — говорит он. — Рынок здесь существует преимущественно для коллекционеров. Люди, которые разбираются в искусстве, способны оценить риски и вкладывать деньги в современных художников». Актуальное искусство и его продажа находятся в большей степени в зоне риска, и это не совсем оправданно. Так, если выставлявшийся в Lenin'e киевлянин Александр Животков стоил в начале своей карьеры порядка 6 000 долларов, то сегодня его полотно оценивается и в 150 тысяч. Концептуальные художники ценят себя не менее других коллег по цеху и дешево работы не отдают. Стоимость картин современных авторов также начинается примерно от 1000 условных за условный метр. «Лучше я не продам картину за 100 тысяч, чем не продам за 10 тысяч», — такая ироничная поговорка ходит в богемных кругах.

Конкуренция и прогноз

Юрий Баранник считает, что 50% продаж на рынке искусства составляют покупки в подарок. Еще часть занимают покупки людей, разбирающихся в вопросе, и случайные сделки. Главной же категорией, потребляющей современное искусство, Баранник считает коллекционеров. Если говорить о количестве совершенных сделок, то их можно пересчитать по пальцам. Современное искусство в этих широтах вообще довольно трудно продать, особенно если это инсталляция или видеоарт.

В отличие от Юрия, Антон Шеретов говорит о широком интересе к представляемым у него работам. По его словам, в Art L заходят люди вполне платежеспособные, спокойно покупающие работу за 5000 гривен. Бытующее мнение об удачных и «мертвых» сезонах он считает ошибочным. Галерея стабильно продает порядка 10-12 картин в месяц, и это довольно неплохой показатель. На фоне успехов Art L как-то странно выглядит полное затишье в недавно открытом «коммерческом» отделе выставочного зала Союза художников, также предлагающего традиционное искусство, хотя, может быть, о нем просто мало кто знает.

Считается, что хорошая картина продает сама себя. Хотя в вопросе продаж не менее важна и подача консультанта-искусствоведа. Арт-менеджер Art L Наталья Ямбулатова говорит, что сама выставка формирует поток людей, приходящих взглянуть на нее. Она же отметила интересную особенность: 70% покупок в галерее делают мужчины. Если говорить о жанрах, то хуже здесь идет фотография, впрочем, это общемировая тенденция. Тем не менее, молодой автор Артем Носенко продал через Art L шесть своих работ.

Прямой конкуренции между запорожскими галереями нет. Тот же Шеретов считает, чем больше галерей, тем лучше продвигается искусство. Словно в подтверждение его слов, в Запорожье состоялась презентация киевской галереи «Цех», существующей с 2005 года и являющейся, по собственному определению, одним из их самых ярких проектов в области современного искусства. Один из совладельцев галереи Максим Тка-ченко сообщил, что в Киеве contemorary art довольно востребован. Пока долгосрочные прогнозы на местном рынке он не делает, хотя и рассматривает Запорожье в будущем как центр современного искусства юго-востока Украины.

Артур Туркин

 

Киевская галерея «Раритет-Арт»: запорожские ценители искусства часто направляются за покупкой шедевра именно в столицу. А выбрать его действительно нелегко...

 

 

Еще статьи на тему: