АРХИВ

logo

Вы находитесь здесь:Прочее/Прочее/Дружественный интерфейс вакханалии
16.02.2011 19:30

Дружественный интерфейс вакханалии

Автор  Аркадий Старовойтов
Теги:

 О потребностях

 Все человеческие потребности принято делить на две основные категории: «низшие», «базовые», биологические и «высшие», «дополнительные», социально-культурные.

Если ваш бизнес связан с удовлетворением базовых потребностей покупателей, противники рыночных отношений скажут вам, что вы наживаетесь на чужом горе. Если он связан с удовлетворением социально-культурных потребностей, то вам скажут, что вы потакаете людским порокам.

 

vak

Апостол Иоанн Богослов,

проповедующий на острове Патмос во время вакханалий.

 Фёдор Моллер, 1856 г.

В современном обществе существует множество институтов, призванных удовлетворять базовые потребности наименее защищенных категорий населения практически даром — за счет более успешных сограждан. Современное цивилизованное общество — это общество, где технически невозможно умереть от голода, холода и жажды как таковых. Есть церковь, социальные службы, муниципальная и частная благотворительность. Найдут, обогреют, накормят, напоят и оденут.

Из этого правила есть одно любопытное исключение: потребности в свободе и в праве на собственность являются потребностями в большей степени высшими. А секс является чисто биологической потребностью. Тем не менее, в современном цивилизованном обществе есть бесплатные адвокаты, но нет бесплатных борделей...

О возможностях

По свидетельству историков, так было не всегда. Выражение «жрица любви» когда-то имело самый прямой смысл: служительницы культа плодородия по определенным дням оказывали «гуманитарную помощь» всем «страждущим и обремененным». Одним из таких дней был 15 февраля, когда древние римляне праздновали «луперкалии» — праздник естественной радости жизни и полноты земного бытия.

Мужчины, вооружившись ремнями из шкуры жертвенных козлов, забитых на рассвете в священном «месте Силы», отправлялись в город и шлепали ими встреченных женщин. Во время шлепка женщины демонстрировали благородное негодование, опускали глаза и снимали с себя одежду. Считалось, этот шлепок является профилактическим средством от бесплодия, и к вечеру все женщины Рима ходили исключительно в неглиже (с поправкой на то, что в те далекие времена было неглиже).

На том этапе развития человечества «праздники свободной любви» имели огромный эволюционно-биологический смысл. В те времена, когда величайший город Европы был размером с Гуляй-Поле, они служили едва ли не единственной защитой от неизбежного вырождения нации в результате сугубо «династических» браков, когда «породниться» означает объединение капиталов и слияние бизнеса.

 

О популярности

Праздник был настолько популярен и настолько же объективно необходим, что раннее христианство его, по сути, не тронуло, лишь слегка подправив «интерфейс». В роли «креативщика» в 494 г. выступил папа Геласий I, который предложил накануне «луперкалии» параллельно почитать память одного из первых римских великомучеников — Валентина, казненного за 115 лет до этого, еще при императоре Клавдии  II.

Св. Валентин считался покровителем семейного счастья, ибо именно он изобрел современную процедуру венчания. За это он, собственно говоря, и поплатился. Согласно императорскому указу, легионеры не имели право жениться в течение всего периода действия контракта с Вооруженными Силами. Валентин в нарушение указа тайно венчал солдат с их возлюбленными. Когда Валентин в тюрьме ожидал исполнения приговора, он влюбился в слепую дочь тюремщика и вылечил ее слепоту. Перед своей казнью он послал ей прощальное послание в форме сердца, подписанное: «От твоего Валентина». Так говорит легенда, в которую почему-то очень хочется верить.

Еще в Средние века в Европе праздник Св. Валентина объективно мало чем отличался от «луперкалии». Но времена меняются, а вместе с ними — и приоритеты. Крайности смягчаются, но что-то главное не умирает. За один только уик-энд в планетарном масштабе на торговле «валентинками», тематическими кондитерскими изделиями и прочей атрибутикой зарабатывают на два порядка больше, чем Хью Хефнер и Ларри Флинт вместе взятые — на торговле порнографией за год. И это тоже символ — символ того, что быть позитивным всегда выгоднее.

Постскриптум:

Поскольку Св. Валентин был канонизирован еще до разделения христианства на византийский (православный) и римский (католический) обряды, согласно имеющейся между церквями договоренности, он должен одинаково почитаться и теми, и другими. Однако православная церковь предпочла «вынести его за скобки». Видимо, в те времена она посчитала, что восточным славянам достаточно одного летнего Ивана Купалы. В этом решении была определенная логика. Февраль у нас — это не то же самое, что февраль в Италии. Без обильно-го возлияния спиртного зимние праздники в наших широтах — тем более в сельской местности, объективно не очень реальны  — со всеми вытекающими отсюда последствиями. С тех пор 14 февраля все православные конфессии поминают Св. Трифона — тоже очень достойного человека, но к семейному счастью и сексуальной гармонии никакого отношения не имеющего.

 

Аркадий  Старовойтов

 

 

Справка: Lupercalia — древнеримский фестиваль эротизма в честь богини любви Juno. Празднества Луперкалий завершались своеобразной лотереей. Девушки писали в запис

ках свои имена и помещали их в большую вазу, а затем каждый мужчина вытягивал из вазы эти записки. Девушка, имя которой вытягивал мужчина, становилась его сексуальным партнером на целый год до следующих празднеств. По материалам Википедии

Еще статьи на тему: