АРХИВ

logo

Вы находитесь здесь:Персоналии/Надежда Дмитренко: «Через освоение практики танца я оказываю психологическую помощь».
27.09.2011 13:37

Надежда Дмитренко: «Через освоение практики танца я оказываю психологическую помощь».

Автор  Елизавета Корнева

Она  миниатюрная, аккуратно сложенная,  плавная и пластичная. Звучит она также тонко, плавно и звонко.  Я медленно рассматриваю фотографии. Слушаю рассказ о ее детстве, любви к далекой стране, которая близко, практически рука об руку идет через всю ее жизнь….

И мысленно переношусь в джунгли, в старый город у горбатой горы, где шумит зеленый бамбук, растет дикая слива, и тигры сбегаются  посмотреть на это зрелище…,там живет Золотая Антилопа*… И она могла бы жить рядом с ней. А может, она  жила там когда-то….  

Моя собеседница — Надежда Дмитренко, преподаватель индийских танцев, руководитель индийского ансамбляnada «Радхарани» (г. Запорожье) 

— Как давно и с чего началась твоя любовь к Индии?

— С того момента, как я себя помню. Наверное, лет с 5…. Я посмотрела индийский фильм, уже не помню точно какой. Мне очень понравились костюмы, танцы, вид индийских женщин, их выразительные глаза…. Что-то тогда меня сильно зацепило в этом образе женственности. И помню, мне подарили куклы — 15 пар, которые олицетворяли 15 республик СССР, и я сразу отобрала в качестве любимых принцесс куклы, которые представляли восточные республики: Грузию, Азербайджан и Армению. Длинные волосы, пышные косы, много украшений, вуали на голове  –  эти образы казались мне воплощением женственности. Русские матрешки в сарафанах, вообще славяне меня не впечатляли,  уходили на задний план….   Я не знаю, что это было у 5-ти летнего ребенка и почему. Может, память из прошлой жизни?! (Смеется).

Сестра меня водила на все индийские фильмы. И у меня появились вырезки с изображением актеров: Раджа Капура, Шабаны Азми… Я с этими вырезками спала, я с ними ела, везде с ними ходила. А потом я вообще стала собирать вырезки про Индию. Все. Одного слова «Индия» в заметке было достаточно для того, чтобы  я ее вЫрезала и сложила под коврик для кукол, который лежал на полочке. Со временем вырезок накопилось так много, что когда я в очередной раз полезла под полочку, все это на меня высыпалось. Я сообразила, что так информацию хранить не хорошо. И тогда я стала все заметки клеить в тетрадки. И в итоге к окончанию школы, а любовь моя к Индии никак не ослабевала, таких толстых тетрадок накопилось более 30-ти. Со временем я их систематизировала по темам: история Индии, природа Индии и т.д. В школе эта информация помогала всем моим друзьям.

Естественно, все, и моя семья, считали меня помешанной на Индии. И когда мне было 13 лет,  сестра остановила на улице индианку (дело было в г. Иваново, РФ – авт.), и объяснила ей про меня. А я к этой индийской девушке плотно приклеилась, и практически поселилась с нею в общежитии. Я была несовершеннолетней, и меня официально в студенческое общежитие не пускали. Поэтому заходила тайком, иногда меня заводили под юбками… В итоге  мама договорилась с вахтершами, и с тех пор я пропадала в общежитии на легальных, можно сказать, основаниях. Там  жила, ночевала, оттуда уходила в школу… вообщем, я все время находилась в этой среде. Была такая «дочь полка». Они говорили, что я на них на всех похожа. И ко мне у них было другое отношение, нежели к остальным русским девочкам.

Потом, когда наша семья уехала в Запорожье, мне стало очень тяжело. Таких друзей тут у меня уже не было…. Пришлось себя заново адаптировать к нашему менталитету….

На ФОТО: Надежда Дмитренко на улицах Запорожья

Nadia_Z Nadia_Z1

— Индийскими фильмами грезило целое поколение советских девушек. Но не каждая так глубоко впитала индийскую культуру, как ты. Что еще этому способствовало?

— Я не знаю…. Конечно, хорошо, что моя семья меня в этом поддерживала. Родители относились с пониманием. Ни у кого не было проблем, что мне подарить. Мне дарили пустые коробки из-под индийского чая с индианками на этикетках. Я их возила сюда из России огромными сумками. И думала о том, что если таможенники меня досмотрят, они очень удивятся, и куда-то меня направят (смеется). Еще мне дарили такие приятные

мелочи как  пуговицы, наклейки, платочки – все, что связано с Индией. Я огорчалась, если дарили что-то другое, другое мне было просто не нужно. Любая  вещь, на которой было написано «made in India», представляла для меня самую большую ценность.

— А как в твою жизнь вошел индийский танец?

— С самых ранних лет я повторяла движения из фильмов. Вначале развлекала родственников. Потом изредка приглашали выступать на вечера. У меня даже было подобие сари. А когда я познакомилась с индианками, они меня научили всем стилям танца понемногу, кто, что умел.  И я с ним всегда представляла Индию на сцене. Причем они могли представлять и другую страну. А я неизменно передавала колорит Индии.

— А как давно ты обучаешь танцам?

— Четыре года. Хотя до этого тоже были некоторые «пробы пера». Вначале я работала индивидуально. А с момента открытия Центра «Анаэль» пришла сюда, и тут уже третий год.

— Какие возрастные группы у тебя занимаются?

— Подростковая группа и взрослая группа, хобби-класс. Вообще считается, что заниматься можно с 5 лет. Но лучше с 7-ми. Все же обучение должно быть более осознанно. А вообще среди зрелых людей это направление даже более популярно, за счет тоски по индийским фильмам советских времен. У нас это скорее так. Хотя на Западе, и в Америке по-другому. Там на индийские танцы мода рождается заново. И американцы забирают к себе известных мастеров классического индийского танца из танцевальных школ Индии. 

Nadia1 Nadia2

НА ФОТО: В процессе тренировки

— Поделись успехами своих воспитанниц…

— Девочки из подростковой группы в этом году заняли I место на Международном фестивале-конкурсе  «Ритмы радости» в Харькове. Мы готовились, занимались, первый раз коллективом приехали, и сразу заняли I место. 

Взрослая группа у нас работает несколько специфически. Я по образованию медицинский психолог, и системный семейный терапевт, и знаю, что через танец снимаются многие блоки и зажатости. Индийский танец включает в себя и технику, и сценическое мастерство, и психологический рост. Выходит, что через  практику танца и использования некоторых методик, я оказываю психологическую помощь. Как, чем помогаю, насколько хорошо,  лучше спросить у группы. Я слова благодарность слышу часто (улабается).

— А как попасть к тебе на занятия? Есть ли какие-то ограничения, в том числе возрастные?

— Нет, абсолютно. Если нет жестких медицинских противопоказаний – предынфарктное состояние, например, и есть желание, то заниматься танцами можно и нужно!

Конечно, если начать заниматься после 40 лет, о сцене думать не придется. Но для здоровья, общего тонуса,  раскрепощения, заниматься индийскими танцами показано и полезно.

x_bcf14df2

НА ФОТО: Надежда с дочерью Полиной на празднике Девалли** /http://portmone.name/portmone/2010/nomer-ot-19.10.10/divali-v-zaporozhe-vstrecha-sostojalas.html/

— Были какие-то яркие, может курьезные случаи в твоей практике?

— Я помню, ко мне пришла женщина, ей было далеко за 40-к, и у нее было острое воспаление бедренного сустава. С помощью занятий танцами (она это где-то прочитала), она хотела вылечить воспаление. Я ей посоветовала все же вначале снять острый процесс, и приходить ко мне тогда, когда процесс станет хроническим (не смеется – авт.).

— Скажи, это ты так пошутила, или действительно с помощью танца можно лечиться?

— В хобби-классе женщины, можно сказать, «лечаться». Точно – восстанавливаются.  Я веду процесс, конечно, отвечаю за безопасность. У меня есть на то образование, начальное медицинское, я – массажист, и вижу, в каком состоянии находится человек, как работает его позвоночник, мышцы… И «восстановительный процесс» касается любого возраста.  Например, ко мне пришла  девочка 14 лет, я на нее смотрю, и понимаю, что передо мною – Буратино! А она хочет на сцену. И она это сделала! За два года занятий  она сильно изменилась, стала плавной, женственной.

Nadai_Bhcara Nadia_and_men Со старшей группой еще показательнее. Женщины возраста мудрости знают  себя, свое тело, что могут себе позволить, что нет. Но постепенно они позволяют то, что не делали никогда в жизни. Например, стойку на голове. Причем, это упражнение не входит в обязательный комплект танцевальной разминки. Но если есть жалобы на плохое поступление крови к голове, в целом есть ко мне запрос «что-то с этим сделать», и нет противопоказаний (кроме стереотипа и страха), мы постепенно, очень плавно нарабатываем подобную технику.  И вместе наблюдаем, как позитивные изменения   входят в жизнь  танцовщиц. Они с радостью делятся ими. 

— А какие стили танцев ты преподаешь? И какие наиболее востребованы?

— Я преподаю многие стили и направления. Бхаратанатьям, Одисси, Народный индийский танец, и входящий в моду Болливуд (танец индийского кинематографа). Даю некоторые движения из Катхака. Для меня же самой ближе стиль Бхаратанатьям и именно ему я бы хотела посвятить всю себя, как только для этого появится благоприятная возможность.

— Если в детстве кумиры находились в индийских фильмах, то где сегодня черпаешь вдохновение? У кого учишься?

— Я люблю учиться и хочу учиться. И пытаюсь найти себе Учителя для дальнейшего развития. Вообще  стараюсь не упускать возможность брать мастер-классы. Например, у Суджаты Мохапатра, Виталины Любач, Надежды Кавриги, Алины/Yasmin и др.  

Что касается кумиров…. К счастью, они рядом. В нашей стране живет  замечательная танцовщица – Анна Смирнова. Я давно хотела у нее заниматься, даже просто с ней познакомиться… Не знала, как…. И вот. В этом году,  летом Анна приехала в Центр «Анаэль», мне было поручено ее встретить…. Мы провели много времени вместе. Она божественно танцует! Мне бы хотелось достичь хотя бы 10-й доли мастерства, которое есть у Анны. Таким образом, мне есть, кому подражать, и куда стремиться.

 

*Советский мультфильм по мотивам индийских сказок «Золотая Антилопа» (1958 г),  про Антилопу, доброго Маленького Братца и алчного Раджу можно посмотреть онлайн в Сети интернет. На сайте multikonline.ru много мультфильмов онлайн, от классики до последних новинок.

 

** "Праздник девалли в буквальном переводе вышел бы праздником "Всех Святых", la Toussamt, или, точнее, "всех богов", так как дева, - божество, а не простой святой. Это самый высокоторжественный праздник в стране" - так объясняла значение индийского слова русская  писательница, путешественница и теософ Елена Блаватская ("Из дневника русской").

 

О пользе индийских танцев:

— быстрые дроби босыми ногами создают мелкую вибрацию, устраняющую проблемы позвоночника;

— обилие вращений вокруг своей оси, резкие переходы от движения к неподвижности прекрасно тренируют вестибулярный аппарат;

 — движения рук и ног в танце построены таким образом, что они улучшают кровообращение и нормализуют артериальное давление;

 — специально разработанная система движений для мелких частей тела, таких как пальцы рук и ног, шея, глаза, брови, активизирует связанные с ними участки мозга, в результате чего пробуждаются новые творческие способности;

 — изучение сложных ритмов развивают концентрацию, внимание и умственные способности. 

 

В ТЕМУ: http://portmone.name/prochee/indijskie-hramovye-tancy-i-sanskrit-v-svjashchennom-zaporozhe.html

 

 

 

Еще статьи на тему: