АРХИВ

logo

Вы находитесь здесь:портмоне/2010/Номер от 2.11.10/Бес табу
02.11.2010 18:09

Бес табу

Автор  Портмоне

Парадокс современности: иногда нам кажется, что живем во времена вседозволенности, а порой, наоборот, ощущаем жесткое регламентирование всех сфер деятельности. Существуют ли сегодня табу или все они пали во время всевозможных революций: от октябрьской до сексуальной?

Конечно, существуют, в один голос утверждают психологи и социологи. Причем чем более развито общество, тем больше в нем правил и запретов. 

Светлана Светозарова, директор Юго-Восточного института психоанализа: Сегодня свои жесткие правила имеются в каждом офисе: от дресс-кода до порицания служебных романов. Масса табу существует в религиях, при этом они отличаются: например, в исламе приветствуется многоженство, а в христианстве — моногамия и так далее. Конечно, табу меняются с ходом истории: в викторианские времена женщина, испытывающая оргазм, считалась сумасшедшей, еще пару десятков лет назад существовало табу на вступление в добрачные половые отношения, запрет на гомосексуальные отношения — сегодня все это чуть ли не рекомендуется... Однако то, что сегодня можно увидеть по телевизору сексуальные сцены, не означает, что секс перестал быть сакральной темой для личности: об этом свидетельствует мой опыт общения и со взрослыми людьми, и с подростками.

Наиболее известные табу — десять заповедей, изложенных в Библии. Несмотря на то, что люди убивают друг друга, внутреннее табу «не убий» существует внутри каждого человека. Человек, нарушивший табу, подсознательно ищет себе наказания. Вообще табу только в том случае становится табу, если существует соблазн нарушить его, а иначе в табу нет необходимости. Табу ограничивает проявление звериного, инстинктивного аспекта, который присутствует в каждой личности. Например, в социуме не принято открыто оправлять физиологические потребности или ходить нагишом. Люди, которые все же делают это, нарушают табу в знак протеста, пытаясь донести до социума какую-то свою мысль.

У Зигмунда Фрейда есть интересная работа «Тотем и табу», в которой он рассказывает о возникновении табу в орде и о том, как запреты проникают в коллективное бессознательное. Существует некая коллективная совесть, которая следит за соблюдением запретов.

 География табу В чем же отличие простого запрета от табу?

Роман Кандибур, этнотерапевт: Табу — это полинезийское слово, обозначающее «священный», «отмеченный». В повседневности мы действительно привыкли использовать это слово как синоним запрета. Но из его первоначального значения мы видим, как эти запреты пришли в жизнь. В архаическом обществе мир был живым, полным духов и божеств. Поэтому в соответствии с верованиями того или иного этноса вещи, события, времена года, животные, слова, имеющие отношение к духам, становились священными. Тем самым мир делился на священное и обыденное. Способом поддержания святости как раз и была система запретов. Эти запреты были важнейшей частью жизни племени, так как выстраивали отношения между людьми и миром. Нарушение такого рода запретов жестко каралось другими людьми или же самим нарушителем.

Отличаются ли табу в разных регионах планеты?

Конечно, в разных этносах, живущих в различных географических и исторических условиях, табу, в основном, отличаются. Общим остается сам принцип: в любом социуме что-то является священным и вокруг этого выстраивается система запретов. Но встречаются и очень схожие табу в разных этносах, например, особое отношение к волосам вплоть до запрета на прикосновение характерно для самых отдаленных друг от друга мест — для Индии, Северной Америки, для семитских народов.

А какие табу исторически имелись на нашей территории?

В наших землях, наверное, ближе всего по смыслу к «табу» слово «правда». Издревле различали свою личную «правду» и «правду» Рода. Отсюда появилась «Русская правда» Ярослава Мудрого как записанный свод устных законов. Предки в славянской культуре всегда были покрыты ореолом святости. Поэтому именно вокруг культа предков выстраивались системы запретов и ритуалов. Например, сохранившийся и поныне обычай переносить невесту через порог связан с тем, что в древности под порогом хоронили кости предков, и дабы не навлечь их гнева, молодую жену нужно было переносить через порог.

Родовые табу

Семейные и родовые табу являются чуть ли не самыми жесткими запретами в системе правил, потому что устои наших прабабушек существуют в нас, независимо от нашего желания.

Светлана Светозарова: Помимо родовых правил и запретов, есть еще и родовые скелеты в шкафу: табуированные темы или личности. Важно понимать, что семья — это система сообщающихся сосудов. Если один сосуд осушить, он обязательно со временем заполнится. На практике это означает, что если в роду скрывают какую-то историю, то рано или поздно обязательно появляется человек, который начинает проживать судьбу табуированного члена семьи. Скажем, в семье был убийца, история которого умалчивается в роду. Через поколение-два в семье обязательно появится тот, кто повторит судьбу этого человека-невидимки: либо еще один убийца, либо жертва. Вот к чему приводит появление табуированных страниц в истории семьи. 

Анна Пришутова, психиатр, директор консалтинговой компании «Пситрон»:

В разных культурах существует табу на неподобающее отношение к родителям. Вызван этот запрет вовсе не человеколюбием, здесь наблюдается чисто рациональный подход. Ведь если человек не уважает родителей, он не сможет принять то, что накоплено предыдущими поколениями, перенять необходимые навыки. А это делает невозможным поступательное, последовательное развитие цивилизации. Ведь оно построено именно на передаче опыта, иначе каждому новому поколению пришлось бы начинать с нуля.

Табу и здоровье

Система табу, вводимая обществом для создания комфортных условий сосуществования всех его членов, оказывает влияние на каждого. Причем не только на поведенческом уровне, но и в глубинах сознания, подсознания и даже бессознательного. Что именно расстраивает нашу психику — соблюдение табу или их нарушение? Мнения специалистов разделились.

Светлана Светозарова: Обилие табу приводит к появлению неврозов. Причем страдают от неврозов не те, кто нарушает табу, а те, кто соблюдает все запреты. Таким образом, можно сказать, что табу способствует развитию цивилизации, но  мешает отдельно взятой личности чувствовать себя собой. Ведь мы играем роли всегда и всюду: на работе, в семье, на улице, не расслабляясь ни на минуту. Что касается нарушения табу, то оно приводит к формированию чувства вины и стремлению к наказанию. Кстати, и страхи зачастую имеют ту же природу возникновения. Например, в нашем обществе существует табу на обсуждение темы смерти. Если ребенок ни разу не бывал на могиле дедушки, у него возникает ощущение, что смерть — это что-то неестественное и ужасное. А такой страх, как ни парадоксально, как раз и будет толкать человека на поиски опасностей, угрожающих жизни.

Роман Кандибур: Известно, что в раннем архаическом обществе, наполненном табу, не было психических расстройств. Современные исследования индейцев Амазонии это подтверждают. Сегодня человеку, у которого отсутствуют запреты и нормы морали, ставят диагноз психопатии. Наш способ ориентироваться в этом мире на глубинном уровне построен на взаимодействии понятий «священное» и «обыденное». Когда все в мире воспринимается как обыденное, это приводит к неврозу, депрессии и прочим психдиагнозам. А если остается что-то священное (а значит, запретное, табуированное), то сохраняется и особое поведение по отношению к святому. Наше общество очень материалистично и техногенно, поэтому нам важно находить (вспоминать, создавать) то святое, что есть в окружающем мире, семье, в нас самих и почитать это. Осознавать свои запреты и блюсти их. Я думаю, что это может сделать нас счастливее.

Табу во благо

Что же такое табу в контексте развития цивилизации: рудименты архаичного прошлого, тормозящие прогресс и стоящие препятствием на пути к светлому будущему, или нормы, превращающие прямоходящее млекопитающее в культурного человека?

Роман Кандибур: Табу — это лишь проявление системы ценностей в обществе. Это баланс между священным и обыденным. Когда пропадает святость (выражаясь научно, происходит процесс десакрализации), привычные запреты становятся архаичными и рудиментарными, перестают выполнять ту функцию, которая была на них возложена изначально. Ритуал превращается в рутину. Тогда табу действительно тормозят цивилизацию, так как ценности поменялись, а способ поведения остается прежним. Поэтому, на мой взгляд, не табу тормозит общество, а отсутствие некоторой осознанности того, что сейчас священно, а что нет.


Анна Пришутова: Если под цивилизацией иметь в виду структурированное общество, то табу является неотъемлемым инструментом формирования цивилизации. Только так создаются общие правила — путем запретов и разрешений. Поэтому без табу не может быть цивилизации по определению. Но как и любое другое явление, табу имеет две стороны: запретив что-то, мы тут же порождаем желание нарушить табу. Таким образом, возникает конфликт между запретом и желанием. Однако способы выхода из этого конфликта есть. Существует так называемое социально разрешенное действие. Например, человек, имеющий повышенную потребность в проявлении агрессии, может выбрать профессию военного, каскадера или хирурга. Тут он может проявлять свои личностные черты на благо общества, избегая конфликта. 

Ольга Баранова

 

 

 

 

Смерть близкого человека - это  всегда огромная невосполнимая  потеря. Но даже в такой момент, необходимо подумать о том, чтобы похороны усопшего прошли с соблюдением всех необходимых традиций. Мы готовы предложить Вам ритуальные услуги в Москве, всё необходимое для организации похорон.