АРХИВ

logo

Вы находитесь здесь:портмоне/2011/Номер от 10.05.11/От киноразрухи к кинобизнесу
10.05.2011 23:11

От киноразрухи к кинобизнесу

Автор  Людмила Ермоленко

Украинский кинобизнес в 2010 г. показал динамику роста по нескольким показателям: реклама в кинотеатрах, посещаемость и общий кассовый сбор. «Голливуд активнее всего начал развиваться в период Великой депрессии 1930-х годов. Когда рушится 95% всего мирового бизнеса, кинопрокат только усиливает свои позиции», — так прокомментировал рост объемов продаж билетов в разгар финансового кризиса президент «Централ Партнершип» Марк Лоло. Бизнес в Украине у многих сейчас идет со скрипом, но развивается ли украинский Голливуд?

kinoПервая киносъемка в Российской империи состоялась в сентябре 1896 г. в Харькове, где фотограф Альфред Федецкий снял несколько хроникальных сюжетов. А уже в декабре Федецкий устроил первый украинский киносеанс в Харьковском оперном театре. Так что начиналась украинская киноиндустрия давно и путь преодолела немалый. Но ситуация сегодня в ней плачевная.

С 2003 г. действует Закон Украины «Об общегосударственной программе развития киноиндустрии на 2003-2007 годы». Планировалось создание надлежащих условий для развития кинематографии Украины, возобновление роли и влияния национального кинематографа в культурной, социальной и духовной сферах жизни украинского народа, возобновление кинематографии как конкурентоспособной отрасли, совершенствование механизмов внебюджетного финансирования и привлечение в кинематографию Украины инвестиций.

Кинопроизводство

В 2010 г. сохранилась тенденция производства в ко-продукции, с привлечением иностранных сил. Фильмы Sota Cinema group «Шантрапа» и «Счастье мое» снимались: первый — совместно с Францией, второй — с Германией и Голландией. Благодаря этому они имеют более или менее успешную прокатную историю в Европе.

Украинский проект «Мудаки. Арабески» компании «Артхаус траффик» можно назвать успешным в контексте артхаусного кино. В прокате он собрал около 100 тыс. грн. Многие кинотеатры отказались демонстрировать фильм из-за грубого названия. Проект можно считать коммерчески успешным, так как, по словам генерального продюсера Владимира Тихого, некоторые короткометражки «Мудаков» стоили 100-200 гривен.

Производство кинопродукции для телевидения оценивается по-разному. От «заказов в Украине нет» до «производство возросло, особенно производство новых программ на украинских каналах». Украинские телеканалы «Интер», «1+1», СТБ и «Новый канал» планируют собственное производство телесериалов и документальных картин.

Одной из проблем является украинизация кино. С 2006 г. обязателен дубляж фильмов на украинский язык или снабжение фильмов украинскими субтитрами. Кроме того, дублирование фильмов для украинского зрителя на какой-либо язык должно осуществляться на территории Украины. Дубляж фильмов оплачивает компания-правообладатель. После того, как в Украине предоставили кинодистрибуторам право решать, на какой язык дублировать картину, посещаемость кинотеатров выросла на 15%, а валовой сбор кинопрокатчиков — на 41%. Все равно украинское субтитрирование остается обязательным.

Дистрибуторы заработали в 2010 году на 46% больше, по сравнению с прошлым годом. Эксперты прогнозируют увеличение объема кинорынка до 700 млн. грн. Наибольшая прибыль в прокате ожидается от фильмов-продолжений, у которых уже есть своя история.

Кинозалы

Чтобы рынок показывал рост, должны развиваться все его составляющие. Начиная с количества кинозалов. В нашей стране сейчас существует 156 кинотеатров. Это 334 зала, из которых порядка 180 находятся в мультиплексах, а цифровых залов, позволяющих показывать фильмы в 3D, порядка 65. Интенсивно увеличивалось в этом году переоборудование залов под цифровой показ в 3D. Их прирост за год составлял почти 300%: это 70 залов в 53 кинотеатрах, в следующем году их будет 90. Рентабельность этого бизнеса, по оценкам экспертов, около 60%.

Открытие одного кинозала обходится инвестору приблизительно в 300-400 тыс. долл. Одна из основных статей расхода — аренда. Выгоднее всего открывать кинотеатры в торгово-развлекательных центрах. Это увеличивает количество потенциальных зрителей, и ТРЦ предоставляют кинотеатрам льготные арендные ставки. Многие операторы рынка несут затраты, связанные с переоборудованием залов. Один такой проект обходится приблизительно в 150 тыс. евро, но рентабельность 3D-фильмов выше почти в десять раз. У кинотеатра есть постоянные расходы: оплата НДС в размере 20% выручки от проката фильма и выплата 50% оставшейся суммы дистрибутору фильма.

Приблизительно 30% дохода кинотеатру обеспечивает продажа попкорна, пива, сладкой воды и прочих товаров. Еще 20-30% прибыли кинотеатр зарабатывает на рекламе. Эксперты сходятся во мнении, что сейчас реклама на больших экранах является наиболее популярной среди крупных рекламодателей.

Срок окупаемости кинотеатра обычно от пяти до семи лет. Кассовые сборы являются главной статьей дохода кинотеатра, обеспечивая приблизительно 40% его прибыли.

Единственный на сегодня 3D-кинотеатр IMAX в Киеве очень популярен. В ближайшем будущем канадцы намерены открыть еще кинотеатр в Киеве, по одному в Одессе и Львове.

«Портмоне» поинтересовалась у экспертов, как они видят причины и механизмы развития кинопроката в нашей стране, как оценивают его нынешнее положение и перспективы дальнейшего развития.

garmashИгорь Гармаш, президент киноклуба «Восхождение»:

«За последние двадцать лет в кинематографе произошли принципиальные изменения. Эра талантливого, нужного, эстетически ценного кино закончилась. Ситуацию спасает лишь тот факт, что технический прогресс дал возможность снимать фильмы даже на основе очень маленьких бюджетов. Но с техническим совершенствованием появилась другая проблема: есть техника, нет достойных умов.

Зритель сейчас находится в зависимом положении, так как видит, что ему показывают фильмы, качество которых просто катастрофически отличается от качества фильмов, снятых, например, в 70-е годы. В Советском Союзе очень много уделялось внимания и финансовых средств на кинематограф, достаточно вспомнить того же Акиру Куросаву, который приехал снимать «Дерсу Узала» именно в нашу страну (фильм был стопроцентно профинансирован Советским Союзом). Искусство было не только возможно, оно воплощалось в жизнь на съемочных площадках настоящими мастерами кинематографа. Сейчас же искусство никому не нужно, компании, которые занимаются кинопрокатом, не покупают фильмов, которые представляют собой художественную ценность, а следовательно, не окупятся. В том же Голливуде, где снимаются сотни коммерчески выгодных фильмов, Киноакадемия часть кассовых сборов перечисляет на съемки неприбыльных финансово, но ценных в эстетическом плане фильмов, и они снимаются, но мы не можем их смотреть из-за явной убыточности.

У нас же кинематограф практически мертв, те фильмы, которые, которые мы видим на экранах, не способны обратить внимание зрителя ни на что, кроме секса, насилия и собственно денег. Нужна фундаментальная финансовая база для развития правильного кино, а в ближайшее время такого счастья наш кинематограф не познает».

ivanovdennisДенис Иванов, генеральный директор компании «Артхаус Трафик»:

«Артхаус Трафик» не является строго коммерческим проектом, мы занимаемся менеджментом в сфере культуры, в этой сфере действуют другие правила. Есть разные источники доходов, но наша цель — не получать сверхприбыли, а быть безубыточными.

К середине 90-х в украинском кинопрокате настал период разрухи. Большинство кинотеатров превратились в казино и мебельные салоны, работающие залы не модернизировались. Только в конце 90-х, с открытием в Киеве кинотеатра «Кинопалац», начался новый период и появился украинский кинобизнес.

В 2000-х кинорынок в Украине динамично развивался, в среднем прирост ежегодно составлял до 50%. В 2006 г. рост кинобизнеса замедлился, что было связано с украинизацией проката и связанным с этим отраслевым кризисом. В 2008 вслед за экономическим кризисом в стране остановился рост киносетей и модернизация старых кинотеатров, с 2009 года вновь кинорынок стал динамично расти.

 Кино, как и любой вид досуга, напрямую зависит от экономической ситуации в стране. Если у человека не хватает денег на самое необходимое, как случилось в 90-х, то кинопрокат не будет развиваться. С другой стороны, кино — это одно из самых дешевых развлечений, дешевле, чем ресторан или ночной клуб, поэтому многие выбирают поход в кино. Поэтому кинорынок достаточно быстро продолжает развиваться в нашей стране.

Еще в классическом советском блокбастере 80-х «Москва слезам не верит» один из героев считал, что не будет ни театров, ни кино — «будет одно сплошное телевидение». Не думаю, что кинотеатры ждет какой-то глобальный кризис. Театр превратился в элитарное искусство, с кино пока что такого не происходит, это по-прежнему массовое развлечение, а после изобретения многосерийных и многосезонных телесериалов, таких как "Дневники вампира"  - еще и вечное. Даже при том, что системы домашнего просмотра, телевидение и особенно интернет оттягивают на себя все большую аудиторию, кино продолжает развиваться. Стоит вспомнить тот факт, что благодаря развитию 3D-технологий кинопоказа многие зрители вернулись в кино, чтобы испытать новый аттракцион. Поэтому, как говорил тот же герой из советской классики, «поговорим об этом лет через двадцать».