АРХИВ

logo

Вы находитесь здесь:Прочее/«АртПоле 2011»: звуки и действия в комфортном пространстве
27.07.2011 23:56

«АртПоле 2011»: звуки и действия в комфортном пространстве

Автор  Ольга Баранова
Теги:

Отшумел, отгремел, отплясал, отвеселился и отобщался Девятый международный фестиваль «АртПоле 2011» (в прошлом - «Шешоры»), который в этом году проходил вблизи села Униж в Ивано-Франковской области.

Событие, которое смело можно назвать самым ожидаемым для многих фестивальщиков Украины и не только, осталось позади. Уже успели настояться впечатления, успокоились эмоции (исключительно позитивные, кстати).

Наконец, можно поговорить о главном, не отвлекаясь на перечисление таких замечательных частностей как мастер-классы, музыкальные группы и природные красоты. Хотя всего этого было в избытке, уж поверьте.

Ключевым словом на фестивале «АртПоле 2011» было понятие «синергия» - объединение усилий, общий эффект от которого больше, чем просто суммарный. Задумка организаторов удалась в полной мере и даже более. Помимо блестяще проведенных запланированных совместных акций и проектов,  прямо на глазах рождались спонтанные, но ничуть не менее интересные.

{gallery}ArtPole{/gallery}

Австралийская команда «Wild Marmelade» пригласила на одну из своих барабанно-диджеридуйных композиций скрипача из крымской формации «Джазаир». После выступления группы «Зира» один из зрителей предложил команде свои стихотворения в качестве текстов для их будущих песен. Белорусский фотограф Максим Шумилин выискивал особо колоритных персонажей для своих портретов, возможно, эти работы составят когда-нибудь ядро его новой выставки. Танцовщица из Германии по имени Сина нашла общий язык с театром огня «Протиночі», в результате чего родился перфоманс, представленный на большой сцене во время выступления групп «ДахаБраха» и «Перкалаба». Совместный проект этих музыкантов не был чистой воды импровизацией, но создавался специально для этого фестиваля и практически тут же: песни рождались на глазах фанатов на дневных репетициях.

А вот концерт той же «ДахиБрахи» с «PortMone» уже можно считать самостоятельным проектом, хотя появился он благодаря «АртПолю». О том, как это произошло и о впечатлениях от фестиваля я побеседовала с музыкантами обеих команд.    

Отличается ли публика АртПоля в разных его локациях: на Шешорах, в Воробиевке, в Одессе, здесь, в Униже?

dahabraha_galanevichМарко Галаневич, «ДахаБраха»: Не особо, ведь большей частью это одни и те же люди, которые кочуют с фестивалем из одного места в другое. Костяк фестиваля – настоящие фаны «АртПоля» – постоянно здесь, для них и делается фестиваль. Своя собственная, постоянно разрастающаяся аудитория фестиваля  - это обычное дело для мира, для Европы. Мы недавно вернулись из Германии, с самого крупного фестиваля world-music, который проходит с 1951 года в небольшом городке, население которого на время фестиваля увеличивается больше, чем в три раза. Думаю, у «АртПоля» перспективы не хуже.

Как родилась идея о сотрудничестве с белорусской группой PortMone?

Ира Коваленко была на концерте «PortMone» в Киеве, там у нее появилась идея совместного творчества, потому что музыка  «PortMone» ее очень впечатлила. Мы отправились в Хмелевое, в прекрасное место, в прекрасный дом, где было здорово отдохнуть, но мы там еще и хорошо поработали. После этого мы уже сделали три концерта: в Киеве, Одессе и Харькове. А неделю тому назад встретились, чтобы порепетировать и написали еще четыре песни, которые и сыграли здесь, на фестивале. 

Песни «ДахаБрахи», как правило, довольно мрачны и пугающи, «PortMone» еще и  привнесли в ваше звучание тревожности, свойственной им…

Да, мы даже когда хотим что-то веселое сделать, все равно получается страшно. То ли мы такие мрачные люди, то ли таковы особенности менталитета. Много у народа нашего печальных песен, драматичных, с этим ничего не поделаешь. Честно говоря, нам хочется душу вывернуть слушателю, чтобы это не было просто развлечением, чтобы люди что-то почувствовали непривычное, пусть даже неприятное. Но мы обязательно выстраиваем программу так, чтобы на финиш слушатели вышли в светлом настрое, позитивном.   

Собираетесь ли вы продолжать проект с «PortMone»?

У нас уже запланировано два концерта в Польше. Мы себя комфортно чувствуем, и ребята из «PortMone» вроде тоже, так что почему бы и нет: нам интересно, мы многому учимся друг у друга и дополняем.

Музыканты группы «PortMone» тоже весьма довольны совместным  проектом, но считают, что полностью свой потенциал им пока раскрыть не удалось.

Как обстоят дела в Белоруси с фестивальным движением?

Алексей Ворсоба, «PortMone»: Никак. Ничего подобного этому фестивалю сейчас в Белоруси невозможно и представить, да и вообще, кажется, единственно, что  возможно сейчас  - это переждать, пока то, что происходит само канет в лету, умрет… Сейчас просто выжить надо. Это в прямом смысле. У нас сейчас опасно даже так называемое «нецензурное молчание в общественных местах».

Как вы себя чувствуете, приезжая в Украину?

У вас, конечно, получше, если сравнивать. Как-то тут люди сильнее становятся с годами. Мы ведь на «АртПоле» приезжаем уже третий раз. Пример Влада Кириченко – успешного бизнесмена, который вот тут обустраивает фестивальную территорию, доказывает, что этов принципе возможно  у вас, это работает. Это замечательно.

Каковы ваши впечатления от работы над совместным проектом с «ДахаБрахой». Вам не кажется, что «PortMone» все-таки играло вторую скрипку? Может быть из-за того, что вокальная партия осталась за «Дахой»?

Конечно, так всегда происходит, если только речь не идет об авторском вокале. Здесь все-таки определенные песни и от этого никуда не уйти. Маловато времени у нас было, чтобы раскрыться. Мы бы хотели усугубить нашу составляющую. Можно было бы сделать это более странным. А пока получилось скорее просто красиво и интересно, но мы не достигли той глубины, которой могли бы. Вообще, мне кажется очень важным, что это интернациональный проект, международный, это такое движение к объединению, к стиранию границ. Думаю, именно такая инициатива поможет всем нам выбраться из серьезного духовного кризиса, в котором мы все оказались. Правительствам до этого явно нет никакого дела, скорее, даже наоборот.  

В целом музыкальная программа «АртПоля 2011» не разочаровала. Работало сразу три сцены, причем две из них были устроены организаторами: большая (стационарно установленная на удобной поляне - естественном амфитеатре) и акустическая (в живописных развалинах бывшего колхозного здания). А еще одна сцена под названием «Over Ground» выросла по инициативе музыкального фестивального народа, который и устраивал здесь ежедневные выступления всех желающих и еженочные джем-сейшны, прекрасным образом самоорганизовываясь и самовыражаясь.

Многочисленные и разностилевые чайные и кафе, выраставшие на территории фестиваля, были замечательным местом для общения и рождения новых идей и проектов. Особо порадовала  креативностью и музыкальностью «Чайная Юрта». С ее создателями я понакомилась на прошлогоднем «АртПоле». Тогда ребята из Москвы были просто восторженными гостями фестиваля. На этот раз угощали народ масала-чаем, пуэром и компотом из яблок, собранных тут же в палаточном городке.

chayВаша чайная юрта существует только как фестивальная формация?

Андрей Калинин: Да, мы создали ее на фестивале «Пустые холмы» под Калугой, организаторами которого мы являемся вот уже девять лет. После этого мы ее уже на трех фестивалях устанавливали. Вот добрались и до Украины. Нам уже скучно ездить на фестивали и ничего не делать. А чайная - это такой способ познания новых сторон жизни.

Вы видите отличия между украинскими и российскими фестивалями?

Я бы сказал, что отличий больше, чем общих черт. Основное в том, что тут между людьми теснее связи, они серьезнее берегут какие-то свои традиции. У нас такое было лет 20 назад, наверное. У нас люди какие-то более раскованные, порой даже наглые. Благодаря этому свободнее себя чувствуешь в самовыражении. Зато здесь люди как-то теплее и душевнее.

zaporozhecСидя как-то глубокой ночью в «Чайной Юрте» мы стали свидетелями абсолютно ирреального зрелища. Прямо из темного яблоневого сада, чуть жужжа и пофыркивая, выехал «горбатый запорожец», за ним еще и еще один. Привидениями прошуршав мимо, они исчезли на тропинке, ведущей к реке. Немая сцена… А после - вопли (нашей компании, естественно): «Запорожье! Ура!». Так и осталось бы это воспоминание сонным бредом перевозбудившихся фестивальщиков, граничащим с галюцинацией, если бы на следующий  день мы не обнаружили маленьких путешественников на пляже. Оказалось, что это представители львовского автоклуба любителей «Запорожца». Для них в прибытии на фестиваль не было ничего экзотического. То ли дело путешествие через 27 государств, проделанное одним из членов клуба пару лет назад! Тогда свежеиспеченная семейная пара, устроившая себе такое своеобразное свадебное путешествие, обогнула три моря: Азовское, Черное и Каспийское.

В общем, удивительных, странных, необычных, а стало быть, интересных людей на фестивале хватало. На самом деле, в этой тусовке сложнее найти серую мышку, чем яркую индивидуальность. И все эти яркие индивидуальности прекрасно уживаются друг с другом, принимая особенности других с симпатией и любопытством. Удивительная общность людей, напомнающая своей пестротой и разнородностью цирк-шапито, является замечательной школой толерантности.

Этот факт отметил и ведущий концертов «АртПоля 2011» Сергей Жадан. Известный поэт и писатель внес свой вклад в идею объединения разных формаций, жанров и видов искусств, прочтя со сцены одно из своих стихотворений.  В качестве ведущего различных фестов он имеет солидный опыт, но артполевских музыкантов представляет впервые.

gadanСергей Жадан, ведущий концертов «АртПоля 2011»: Я давно  знаком с организаторами, бывал в качестве гостя на «Шешорах». Мне очень нравится этот фестиваль, он действительно отличается от большинства других. Люди сюда приезжают не только для того, чтобы на концерте музыку послушать. Они здесь попадают в особую среду, иначе общаются, иначе позиционируют себя, иначе смотрят на других. Они здесь живут своей жизнью, и это очень ценно, на мой взгляд. К тому же здесь абсолютно отсутствует какая-либо идеология, что меня приятно удивляет. Я не видел тут ни одного конфликта. Интересно, что в этом году здесь много русскоязычной публики, по-моему, это замечательно, так как свидетельствует об интересе людей из русскоязычных регионов страны к украинской культуре.    

ecoЧастью культуры по мнению организаторов фестиваля является и экологическое сознание, которое без пафоса и нравоучений прививается фестивальщикам из года в год.  После фестиваля, где бы он ни проходил, эко-команды волонтеров всегда убирают территорию, оставляя ее более чистой, чем она была до приезда сюда отдыхающих. В этом году в Днестровском каньоне фестивальщики высаживали деревья, обновляя замечательный яблоневый сад, оставшийся здесь с советских времен. На “АртПоле 2011” много внимания уделили раздельному сбору мусора. В фестивальной столовой использовали обычную посуду вместо одноразовой, а в чайных привычный пластик успешно заменили картонными стаканчиками. Замечательный перфоманс устроила группа из Ивано-Франковска «Кораллі», прибывшая на фестиваль на плотах из мусора, собранного ими в живописных притоках Днестра.  

Вообще, место проведения передвижного фестиваля в этом году было не просто живописными. Оно было на удивление комфортным, и атмосфера его идеально соответствовала настроениям фестивальщиков.

Ольга Михайлюк, директор агентства «АртПоле»: Тут ощущается одновременно и удаленность и защищенность, пока впечатления от этой локации только позитивные. Мы планируем тут задержаться на несколько лет. Наши отношения с Владом Кириченко, основателем проекта «Наш Формат», предоставившим нам возможность здесь обосноваться, - это тоже пример замечательной синергии. Фестиваль традиционно поддерживает множество иностранных организаций: Польский институт в Украине, Французский культурный центр, Британский Совет и другие. В этом году нам посчастливилось найти много отечественных партнеров: от мелких до весьма солидных, которые поддержали нас, в том числе и материально. Ведь наш фестиваль – не коммерческий проект, а культурно-образовательный. Мне кажется, впервые именно здесь «АртПоле» начало работать так, как это и планировалось изначально: круглосуточный креатив, непрерывный мастер-класс. Правда, в этом году не особо богато представлена программа ленд-арта, художники присматриваются, изучают нюансы и особенности здешнего ландшафта. В следующем году наверняка будет взрыв идей в этом направлений. Что касается музыкальной программы, то мы, конечно, каждый год сталкиваемся с проблемой подбора отечественной составляющей. Хорошо, что блестящие музыканты, которых мы приглашаем из года в год, успевают к лету сделать новую программу и порадовать фестивальщиков. Увы, катастрофически не хватает качественной украинской музыки.  Надеемся, что постоянная работа фестивалей (и нашего в том числе) будет менять эту ситуацию к лучшему, ведь спрос и предложение тут очень тесно увязаны.

Мирослава Ганюшкина, организатор фестиваля «АртПоле»: Иностранные музыканты, выступающие на нашей сцене, уезжают домой – в Венгрию, Францию, Австралию, Англию чрезвычайно довольными и говорят, что в Европе такую душевную атмосферу найти уже невозможно, там подобного рода фестивали напоминают коммерческие конвейеры. К тому же особенность нашего фестиваля еще и в том, что он не только демонстрирует готовые продукты, но и является своеобразной творческой лабораторией, рождающей новые идеи и проекты.

Вам хотелось бы привлечь к фестивалю как можно больше людей или все-таки ближе идея камерности?

Опытным путем мы вычислили оптимальный формат нашего фестиваля – 5 тысяч человек. У нас был опыт проведения «АртПоля» в Воробиевке, где собиралось 35 тысяч, но это не совсем наше. Такого количества единомышленников быть не может, а на «АртПоле» очень важна именно близость и взаимопонимание всех и каждого. Все-таки мы видим фестиваль более камерным, ближе к тому, что имеем в этом году – чуть больше трех тысяч гостей и участников. Когда мы придумывали этот фестиваль девять лет назад, изобретая велосипед (может быть, даже с квадратными колесами), мы, конечно, делали это не только для других, но и для себя. В первые годы нам удавалось насладиться яркими моментами фестиваля, но уже на огромных фестивалях на Винничине мы заметили, что не успеваем на выступления групп, которые ждали целый год. В этом году нам удается потанцевать под сценой – и это нас очень вдохновляет.

Проведение фестиваля «АртПоле 2011» (надеюсь, 2012, 2013 и так далее) в удивительно комфортной локации с уже практически готовой инфраструктурой – в наличии вода, электричество, отреставрированные хозпостройки, подремонтированная дорога, благжелательное отношение местной власти - стало возможно благодаря успешному бизнесмену и активному культуртрегеру Владиславу Кириченко. Именно он в свое время проводил здесь фестиваль «Униж», а теперь в поте лица создает площадку для любых интересных идей.

Влад Кириченко, основатель проекта «Наш формат»:  В последнее время мне трудно говорить об этой территории, я встречаю непонимание и недоумение даже со стороны людей, которые вроде бы должны понимать, что человек должен быть честным и порядочным. Когда сообщаешь людям, что строишь тут Город Солнца, на тебя смотрят или как на идиота, или как на мошенника. Ничего удивительного: триста лет подряд все лучшее в этой стране уничтожалось, в результате сегодня мы имеем социум, в котором действуют законы, не имеющие ничего общего с Конституцией. Мне легче в Канаде объяснить, что я тут в Униже делаю, чем на родине. Мы надеемся, что на этой территории образуется особое пространство, где вырастет новое поколение, которое, наконец, изменит Украину. Это будет площадкой для любых украинских событий: фестивалей, выставок, резиденций, любых проектов, которые формируют адекватного, развитого, социально ответственного человека.

Находясь внутри жизни под названием Фестиваль, искренне веришь, что это возможно. Здесь уже налицо основные принципы гражданского общества: самоуправление, самоорганизация и саморегуляция, соблюдение прав и свобод, наличие частной инициативы, свободно формирующиеся мнения и плюрализм. Добавьте к этому ярко выраженную творческую атмосферу, позитивное отношение к друг другу и жизни, потребность в саморазвитии… и получите приблизительную картину «АртПоля». Кто-то в палаточном городке под яблонями вспоминал японские хокку о сакуре, а у меня в голове крутились строки Маяковского: «Я знаю город будет, я знаю саду цвесть». Хочется надеяться, что не только на территории фестиваля, но и там, куда разъедется яркий и веселый народ по его окончании. 

 

 

 

Еще статьи на тему: