АРХИВ

logo

Вы находитесь здесь:Прочее/Новая журналистика в эпоху девальвации информации
11.01.2014 17:34

Новая журналистика в эпоху девальвации информации

Автор  Портмоне

В эпоху социальных сетей можно услышать множество разговоров о грядущей смерти привычных медиа. Однако онлайн-издания продолжают рассказывать истории, раздвигать границы обыденного и работать на стыке, сплетая воедино журналистику, технологии, веб-дизайн и искусство, пишет Редакторский Портал. И приводит 7 новаторских медиапроектов прошлого, 2013 года.

Истории для всех

Самым очевидным воплощением синдрома рассеянного внимания (ориентироваться в бесконечном потоке контента все сложнее, ежедневно наш мозг переключается с одной темы на другую десятки раз), спроецировнным в медиа, является Twitter. Тем удивительнее, что исправить эту шизофреническую ситуацию собрался основатель Twitter Эван Уильямс. Его новый проект Medium, вокруг которого уже больше года идут жаркие споры, с начала декабря открыт для всех желающих. Цель создания блог-платформы — громкая: Medium хочет отучить людей читать новости урывками и заставить их структурированно потреблять большие пласты качественной информации.

Как Уильямс хочет это сделать? Посты Medium собираются в тематические коллекции, за которыми можно следить. Также предполагается, что лента постов в Medium будет выстраиваться так, что в первую очередь, помимо материалов с высоким рейтингом будут появляться записи разного рода профессионалов, пишущих о своем предмете и способных предоставить глубокий анализ. По сути, идея Medium сводится к соединению двух противоположностей: демократичность платформы и высокое качество контента.

Глубокая наука

base_37b55219c3Не менее смелую гибридную журналистскую модель представляет научный журнал Nautil.us. Он выпускается в интернете в виде ежемесячного номерного журнала. Каждый номер посвящен одной большой теме. Однако журнал выходит постепенно: каждый четверг выходит новая глава номера, представляющая собой большой фичер. Форма, традиционная для бумажного глянца, смешивается с веб-идеей постоянно обновляющейся платформы.

Темы Nautil.us — неочевидные вопросы современности, которые ученые рассматривают в форматах эссе, расследований, интервью и небольших заметок. В 2013 году авторы успели изучить концепции популярности, мусора, вероятности, криптографии, дома, неустойчивости и транзита.

Мудрые желтые

Еще одна история про демократизацию — это приложения, выводящие на новый уровень гражданскую журналистику. Очевидцем важного события может стать случайный человек, у которого очень небольшая аудитория в соцсетях. Между ним и большим медиа должен быть посредник, который будет собирать уникальный материал. Удивительно, но в России такую платформу предоставил главный таблоид страны LifeNews. Если владелец приложения находится рядом событием, интересующим телеканал, на его смартфон поступает уведомление. Снятые фото- и видеоматериалы отправляются в редакцию. Если редакция решит их использовать, гонорар отправителю переведут прямо на мобильный телефон.

Пока LifeNews ищет инфоповоды на улице, сайт Vocativ делает это в самой cети. Им удается писать о том, о чем не пишут другие, благодаря тому, что темы они буквально выуживают в дебрях интернета. Полноправными членами редакции Vocativ являются медиа-аналитики, работающие в так называемой «глубокой паутине» — веб-страницах, не индексируемых поисковыми машинами. Что касается формата издания, то здесь развлекательные и желтые темы причудливым образом перемешиваются с политикой и экономикой.

Информаторы

«Глубокая паутина», с которой работает Vocativ, с определенными оговорками можно назвать «закрытым интернетом». А можно ли создать другие закрытые системы, работающие в веб-пространстве и отвечающие достаточно узким целям? Такой системой, пожалуй, можно назвать Secure Drop. Это закрытая сеть для источников информации — пример эволюции Wikileaks и реакция на деятельность структур вроде NSA. Установив Secure Drop, медиакомпания сможет получать по закрытому каналу материалы от анонимных источников. Почти стопроцентная защита гарантирована: сервис использует GPG-шифрование и помещает файлы в защищенное хранилище. Каждый источник имеет свое уникальное имя, что позволяет медиа установить с ним долгосрочные отношения. Понятие «анонимный источник» еще никогда не было таким буквальным.

Медиа на краудфандинге*

Эгалитарность интернета не могла не породить противоположный процесс. Появляются закрытые медийные проекты, доступные только лояльной аудитории подписчиков. Один из ярких примеров — голландский журнал De Correspondent. Издание делают настоящие идеалисты — без оглядки на целевую аудиторию и тренды в массмедиа. Это им просто не нужно, потому что рекламы здесь нет — журнал работает за счет краудфандинга и продает контент аудитории, а не аудиторию рекламодетелю. De Correspondent собрал рекордные для медиа миллион евро всего за 8 дней. Оставаясь независимым, журнал следует уникальным для современной журналистики принципам. У ежедневного издания нет жесткой привязки к актуальным инфоповодам. Они ставят задачу глубоко осмыслять и анализировать то, что происходит вокруг, отказываются от традиционного тематического рубрикатора, выходят за рамки всех журналистских форматов и переосмысляют само понятие журналистики. «Идеалы над идеологиями, журналистика сначала — прибыль потом» — примерно так можно описать суть De Correspondent.

*Краудфандинг - это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресуры вместе, чтобы поддержать усилия других людей или организаций.

Видео вместо ТВ

В октябре 2013 года популярный журнал Dazed & Confused выпустил амбициозный манифест и наглядно объяснил, почему в ближайшем времени издание будет ориентироваться на производство видеопродукции. Незадолго до Dazed & Confused похожим образом свой сайт перезапустили в i-D, следуя генеральной линии cвоего медиахолдинга Vice, где мастерство производства видео успешно осваивали последние несколько лет. А самым большим прорывом для Vice в этом году стал запуск серии документальных передач на канале HBO c последующим продлением на второй сезон. И хотя шоу происходит на кабельном ТВ, причины его популярности выходят далеко за рамки традиционных медиа. На примере Vice видно, как недорогие средства записи, глобальный мир, интерес к неочевидным темам и метод полного погружения превращают команду из двух-трех человек в настоящую телебригаду, которая способна предоставить более увлекательную и гибкую историю, чем громоздкое телевидение.

Интерактивная документалистика

Под воздействием технологий меняется и документалистика. Достаточно упомянуть такие проекты The New York Times как Snow Fall и Highrise. Первый рассказывает о лавине, сошедшей в феврале 2012 года в штате Вашингтон, в 3 километрах от лыжной трассы в Стивен-Пасс. Этот фичер больше напоминает книгу. Такие материалы предназначены для долгого вдумчивого чтения. Невероятные мультимедийные вставки вроде вращающихся панорамных карт горной местности обеспечивают захватывающий эффект присутствия. Верстка идеальна для просмотра с планшета.

Кажется, дальше в мире новой журналистики (сайт журнала HAPPY на www.happymagazine.ru) все будет еще интереснее.

Еще статьи на тему: