Десять Гуру и кинжал, Или впечатления запорожской казачки о сикхах Пенджаба

АРХИВ

logo

Вы находитесь здесь:Туризм/Десять Гуру и кинжал, Или впечатления запорожской казачки о сикхах Пенджаба
28.09.2011 20:51

Десять Гуру и кинжал, Или впечатления запорожской казачки о сикхах Пенджаба

Автор  Елизавета Корнева

Эта история началась задолго до посещения запорожанкой штата Пенджаб, расположенного в северной Индии у подножия Гималаев. Она началась тогда, когда наш славный город – колыбель казачества посетил Санджай Кумар Раджханс...

«У нас в Пенджабе все такие!»

Напомним, редакция «Портмоне» помогла индийскому гостю пойти обряд посвящения в казаки, который Санджай-джи мужественно выдержал, проявил восхищение удалью запорожцев, и… сделал заявление: «У нас в Пенджабе все такие!».  И вот, в конце лета мы, купив дешевые авиабилеты, побывали в Амритсаре – главном центре культурной, религиозной и политической истории сикхов.  И поняли: Санджай-джи прав! Впечатлениями о крепких пенджабских парнях, их традициях и религиозных воззрениях  делимся с нашими читателями.

Златые врата Гуру

Amritsar_1

Лучше, чем о священном городе Амритсаре написала  более века назад теософ, путешественница и писательница Елена Блаватская (как известно, свои  приключения “В дебрях Индостана” Блаватская описывала в “Русском Вестнике” и “Московских Ведомостях” под именем Радда-Бай), я сегодня не напишу. Поэтому буду пользоваться цитатами   «Из дневника русской». 

Сейчас, как и в далеком 1880-м   «Гнездо сикхизма» Амритсар, также поражает великолепием и прелестью своего залитого огнями Золотого Храма, отражающегося, как в чистом зеркале, в окружающем его озере.

«Имя Амритсар происходит от санскритских слов: А - частица отрицания, мрит - смерть и cap - источник, в целом - "источник бессмертия". Имя это дано сначала не городу, а талао, или озеру, посреди хрустальных вод которого, как бы вечно любуясь собственным отражением, возвышается Золотой Храм, выстроенный Рам-Дассом, четвертым гуру или царем-учителем сикхов в 1581 году. Начиная от Нанака, основателя сикхизма, таких царей-гуру (Раджа-гуру) у них было десять» – из дневника Е. Блаватской.  

Сиксхий храм, или гурдвара (букв. "Врата Гуру") —   центр религиозной и социальной жизни сикхской общины. А Золотой Храм Амритсара (Харимандир, Дарбар Сахиб) — главная сикхская гурдвара. Храм покрыт медными позолоченными пластинками, отсюда и название, данное европейцами.

На ФОТО: Золотые огни Золотого Храма 

Am_1 Am_2 Am_3

«Когда мы вошли в просторный, выложенный разноцветным мрамором двор, солнце уже садилось, и Золотой Храм сиял, весь залитый горячими лучами, словно волшебное, не сего мира видение...  В этом первом дворе нас заставили снять обувь и заменили ее какими-то войлочными лаптями. Затем, сойдя несколько ступеней вниз, мы ступили на мраморную, блестящую и скользкую, как стекло, набережную, и перед нашими глазами предстало, во всей своей величавой прелести, озеро и среди оного — Золотой Храм...».

Сегодня европейцам «войлочные лапти» не выдают. Войти на территорию храмового комплекса можно только босиком, омыв ноги в специальном резервуаре с водой у входных ворот и покрыв голову (о том, чем покрыть, позаботятся служители храма). Обувь, кстати, можно оставить в специальном хранилище. А в просторных туалетных комнатах при желании можно хорошо освежиться. Поэтому на территории комплекса  чистота идеальная. Конечно же, все эти удовольствия доставляются безвозмездно.

Священный пруд Амриты

«Это озеро – квадратный, в 150 шагов в каждую сторону резервуар с чистою, как горный хрусталь, водой. Белоснежные Am_stupeni Мраморные ступени ведут к воде с каждой стороны, заканчивая такую же квадратную мраморную набережную, которая обрамляет со всех сторон резервуар.

Огромный сквер наглухо обстроен белыми дворцами из того же отшлифованного чистого мрамора. Каждый из этих дворцов выстроен одним из многочисленных раджей сикхов и, составляя его собственность, представлен, однако, в распоряжение Маха-гуру и его "бессмертным", которые пускают жить в них разных пилигримов. С их висящими, вырезными балкончиками, портиками и террасами, эти жилища придают много красоты и поэзии "священному скверу".

Заглушая городской шум, по вечерам этот сквер является прелестнейшим в мире уголком для отдыха. Между дворцами и озером растут тенистые, чудные деревья. Каждое из них посажено одним из знаменитых своею щедростью сикхом-благотворителем, носит его имя, окружено мраморными широкими ступенями для отдыха пилигримов, и почти под каждым погребен пепел самого хозяина. Одно из них было посажено самим Говиндом-гуру и пользуется особенными почестями и заботами священнослужителей.»

И сегодня храмовый комплекс имеет спальные комнаты, в которых туристы и паломники могут переночевать. Говорят, можно остаться здесь на три ночи, и никто не будет задавать вам каких-то вопросов. Правда, какие вопросы последуют на четвертую ночь, мне выяснить не удалось. Думаю, попросят оказать помощь в уборке храма или на кухне. Кстати, питание для паломников также бесплатное, и при этом отменное. А вот от «чудных деревьев» уже мало осталось из того, что наблюдала Елена Блаватская….

Девять Гуру  и господин Синг

Передо мною фотография 10 гуру сикхизма. Наверное, ее правильнее было бы назвать иконой. Но не похожа она на привычную славянскую икону, ни Am_Gury манерой исполнения, ни изображением на ней десяти мужчин-красавцев разных возрастов. Один из них выглядит неприлично молодым, без бороды (которую истинные сикхи ни разу в жизни не бреют). Двое –  аксакалы. Остальные среднего возраста, с черными бородами разной длины. Выглядят все исключительно мужественно. Особенно десятый гуру, господин Говинд Синг (1675-1708гг., покинул этот мир в возрасте Христа), с хищной птицей на локте (как тут не вспомнить любимое развлечение русской знати — соколиную охоту?!).  

Говинд Сингх произвел серьезную реорганизацию общины — упразднил пост гуру, провозгласил равноправие всех сикхов  – с тех пор все сикхи носят фамилию Синг, и провозглашают равенстве всех людей перед Богом. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». Ведь в каждом человеке есть Бог, и есть возможности духовного роста и развития….

Ведут себя сикхи именно так, как подобает человеку, носящего частицу Бога в себе, в своей душе: важно, степенно, с достоинством. Также уважая достоинство других (во всяком случае, я это определенно ощущала).

Говорят,  уверенность в себе сикхам придает кирпан — меч или кинжал, спрятанный под одеждой. Для каждого сикха это  обязательно и священно. Меч не  употребляется для утверждения своей власти, угроз или насилия над другими. Но каждый сикх, зная, что другие тоже имеют меч, уважает других.

Будь сикхи многочисленнее…..

Мужество сикхов, их несгибаемый боевой дух и стремление к независимости ментально роднит сикхов с запорожскими казаками.  Последнее (т.е. независимость) доставляет массу хлопот, как Правительству Индии, так и индийскому обществу в целом.  Напомню, убийство Индиры Ганди  осуществили сикхи (из ее персональной охраны) за то, что она отдала приказ штурмовать Золотой Храм, вытесняя оттуда экстремистов-сикхов, которые заняли святыню в рамках кампании борьбы за независимое государство Халистан.

Am_terrorist Индийская армия атаковала боевиков, убив зачинщиков, наряду со многими мирными жителями, т.е. одержала полную победу. А многие сикхи впоследствии уволились из вооруженных сил, покинули государственную службу, вернули полученные от правительства Индии награды….   Золотому храму был нанесен серьезный ущерб. Но гордые сикхи не приняли  выделенные правительством  средства на ремонт поврежденного  Храма и восстановили его самостоятельно.  

И сегодня, в  великий праздник индийцев – День Независимости сикхи скорее усиленно молятся, чем празднуют. Правда, сикхская молитва, заключающаяся в пении очень мелодичных молитвенных гимнов,  похожа на вечный праздник.

А в центре Амритсара стоит памятник сикхскому террористу – борцу за независимость (это как посмотреть). Эта  история изложена российским журналистом на сайте народ.ру, ( http://shap5.narod.ru/Udham.html)

Про независимость, мужество и недюжинные способности запорожцев до сих пор ходят легенды. Про сикхов аналогичное мнение:  «Будь сикхи многочисленнее, несдобровать бы тем, кто бы пожелал завладеть ими».

Am_voin «Встреча с одним из них, как с неприятелем, вещь довольно опасная, так как эти бессмертные всегда ходят тяжело вооруженными, часто с мечом в каждой руке, с двумя острыми саблями за поясом, с кремневым ружьем за спиной и несколькими кинжалами.

Со времени английского господства им уже не позволено ходить по улицам в таком вооружении; но зато самое страшное и опасное, хотя с первого раза не бросающееся в глаза оружие им оставлено: иначе произошел бы мятеж.

Оружие это – стальной пояс и такой же острый, пилообразный (с внутренней стороны) тройной круг, обвивающий гигантским штопором синий тюрбан "божьего воина". Этот круг от шести до восьми вершков в диаметре, страшно заостренный и выточенный, они бросали во врага с ужасающей ловкостью. Бросив такой круг во врага, они мгновенно отсекали ему голову, а иногда обе ноги у лошади и даже у боевых слонов!», пишет Елена Блаватская.

Только Бог не зависит от женщины

В сикхизме есть много положительных моментов. Положительных настолько, что вводят в искушение… Как сказал поэт: «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку….».

Не могу не отметить отношение сикхов к женщинам. Естественно,  положение женщины в индийском обществе не всегда было одинаковым. Было время, когда, согласно историческим и письменным источникам, она обладала очень высоким статусом. Затем в силу действия определенных влияний она была оттеснена на более низкие социальные позиции (тут хочется напомнить, в каком положении были европейские женщины времен Иисуса Христа – на четвертом месте после мужчин, младенцев мужского пола и мулов (с большим отрывом по значимости)). В период возникновения сикхизма положение женщины в индийском обществе было очень низким.

Согласно сикхизму, абсурдно рассматривать женщину как “воплощение соблазна”, “искусительницу” или “нечистое существо”. Гуру не считает женщину препятствием на пути к достижению конечной цели — Вечного Блаженства. Это связано с тем, что Гуру отвергает аскетизм или отречение от мира как единственный и необходимый путь к спасению и утверждает, что образ жизни домохозяина, если он строится согласно религиозным принципам, выше, чем образ жизни аскета (с чем, кстати, соглашаются многие духовные Учителя современности). Поэтому начиная с первого Гуру Нанака женщины стали считаться не ниже мужчины, и получили почетный статус во всех слоях общества.

«От женщины — наше рождение,   в женской утробе лепится наш облик;  к женщине нас влечет, с женщиной мы соединяемся в браке; женщина — наш друг, благодаря ей возникает семья;      если одна женщина умирает, мы ищем другую; все в мире связано через женщину; почему называют женщину злом, если она рождает царей?; от женщины приходит женщина, без женщины нет ничего; только один Бог не зависит от женщины, потому что Он не рожден…..»Am_kingal

Кстати, принять сикхизм могут все люди, независимо от национальности, пола и происхождения…. Сами же сикхи, считают свою религию самой лучшей в мире. «Сикхи – еще юные, свежие энтузиасты. Ни один сикх, кроме детей и некоторых женщин, не переходил еще ни в магометанство, ни в брахманизм, ни даже, невзирая на все старания миссионеров, в христианство» (Е.Блаватская).

 

СПРАВКА: Об обрядах, церемониях и манипулировании одних людей другими с точки зрения сикхизма

Главное отличие учения сикхов от индуизма – это вера в Единого Бога (монотеизм), что было ими заимствовано из ислама. Бог сикхов не имеет определенного имени, так как он не может быть назван. Это некий Абсолют, лишенный качеств и атрибутов. Бог желая, чтобы человек познал его, превращается в сагуна. Сагун открывается человеку, который обращается к Богу в медитативном состоянии, в исполнении молитвенных гимнов. Для общения с Богом не требуется посредников, каждый лично общается с Ним. Хотя существует практика совместного богослужения, когда сикхи собираются для слушания проповеди гуру.

Форма поклонения Богу — медитация. Никакие другие божества, демоны,

духи, согласно религии сикхов, не достойны поклонения.

Постижение Бога совершается через любовь к нему, веру в него, размышления о нем, что впрочем, не требует ухода из мирской жизни, скорее напротив. Главный долг сикха как человека общественного – это долг добропорядочного домохозяина, что также говорит о влиянии ислама. Но окончательная цель сикхов, также как и в индуизме, буддизме и джайнизме – это освобождение от цепи перерождений. В отличие от индуизма сикхи объявляют о равенстве всех людей перед Богом. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке есть Бог, и есть возможности духовного роста и развития.

Три столпа сикхизма:

— практика медитации на Бога и пение специальных мантр;

— чтобы все сикхи жили в своих домах, вели хозяйство и своим физическим или умственным трудом обеспечивали себе жизнь, принимая дары и благословления Бога.

— разделение имущества с сикхской общиной.

Что будет с человеком после смерти: Учение о воздаянии в будущей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, поста, целомудрия и «благих дел» — всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. Посты и обеты не имеют значения. После смерти душа человека не переходит никуда — просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее.

Сикхизм о душе и реинкарнациях: Человек не начинает свою жизнь с пустого места — он уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья, в которой он родился, и его народ определяют его индивидуальность. Но помимо всего ему дается ещё собственная воля, и он сам несет ответственность за свои деяния. Он может своей волей полностью изменить свой характер и нейтрализовать все свое прошлое. Бог дает нам всем силы и энергию, но не освобождает нас от ответственности.

Священная книга сикхов: Основы вероучения сикхизма изложены в книге «Ади грантх» (букв. «Изначальная книга», другие названия — «Гуру Грантх», «Гуру Сахиб», «Грантх Сахиб»). «Ади Грантх» считается символическим представителем всех гуру, средоточием их учения и божественной мудрости, что придает ей в глазах верующего сикха статус «Книги книг». «Ади Грантх» — главный объект религиозного почитания. Книга содержит более 6 тыс. стихов; гимны расположены в соответствии с рагами индийской классической музыки, так как все они были предназначены для чтения нараспев в классическом стиле.

Обязательные заповеди: не стричь волос; воздерживаться от курения, употребления алкоголя и др. интоксикантов; не есть мяса животных, убитых обескровливанием, как это делают мусульмане (надо употреблять мясо животного, убитого одним ударом); воздерживаться от интимных отношений с мусульманками.

Погребальная церемония сикхов — кремация. После кремации пепел умершего бросают в канал или в реку. Покойным не положено возводить монументы. После смерти душа возвращается к Богу и соединяется с ним.

Хотя сикхи не придают особого значения обрядам и церемониям, они их считают важным для объединения людей между собой и сплочении их друг с другом, для изучения традиции и писания, для помощи себе и другим в развитии в себе любви. Формы и ритуалы помогают придать идеалу реальную форму, почувствовать его и сделать более осязаемым для себя и других, хотя в них нет абсолютной необходимости. Главное — чтобы формальности и ритуалы не привязывали к ограниченным местным традициям и не убивали духовности. Каждая душа неповторимо индивидуальна, и ритуалы должны её питать и поддерживать.

И КАК С ЭТИМ НЕ СОГЛАСИТЬСЯ?

 

 

Еще статьи на тему: