АРХИВ

logo

Вы находитесь здесь:портмоне/2009/Номер от 19.05.09/Валентина Баталкина-Бурлай: «Хочу сохранить память о старом городе»
18.05.2009 17:28

Валентина Баталкина-Бурлай: «Хочу сохранить память о старом городе»

Автор  Портмоне
Теги:

Есть в Запорожье необычный, если не сказать уникальный, музей. Кто бы мог подумать, что под салоном «Богема» в районе трамвайной остановки Анголенко, на глубине пяти метров скрываются постройки немецких инженеров, сделанные до строительства собственно Александровской крепости. По семейному преданию, здесь в XVIII веке находилась старинная крепость. А сейчас здесь расположился современный музей, созданный благодаря упорству единственного человека — Валентины Баталкиной-Бурлай. По приглашению хозяйки корреспондент «Портмоне» отправился погрузиться в прошлое.

 

Попасть в мир прошлого можно двумя путями. Или через салон «Богема», или, свернув за угол, неожиданно оказаться во дворе перед фахверковым сооружением типичного немецкого поселения позднего средневековья. На входе в музей можно увидеть репродукцию полотна, изображающего ремонт судна в устье реки Мокрая Московка, и памятную табличку «Kloster-Ziegelei Gerstungen», не оставляющую сомнений: здесь надо прикоснуться к старинным кирпичам.

Мы выбрали второй путь. Спустившись по винтовой лестнице под землю, мы задали под готическими сводами XVIII века несколько вопросов Валентине Баталкиной-Бурлай.

— Валентина Ильинична, расскажите, как к вам пришла идея создания подобного музея?

— Мой дядя, известный художник Алексей Петрович Бурлай, в 1970 году рассказал мне семейное предание, услышанное им от моей матери, Марии Хилтманн, об этом прекрасном месте, и просил сохранить память о городе, его мастерах и их работах. Мне понадобилось более 35 лет, чтобы выполнить его просьбу.

— Что же здесь было в XVIII веке?

— Там, где мы сейчас находимся, а это пять метров ниже уровня трамвайных путей, вы можете увидеть арку, через которую мог спокойно проехать конный всадник, и часть караульного помещения. По всей видимости, это центральная часть старинной крепости, раньше находившейся над землей на берегу Мокрой Московки. Впоследствии здесь располагалась лаборатория по исследованию глины. Стена толщиной в метр отделяет более новую часть подвала, когда-то бывшего первым этажом. Об этом рассказывала моему дяде Мария Хилтманн в 1932 году, когда они познакомились на строительстве ДнепроГЭСа.

— Чем занималась лаборатория?

— Лаборатория занималась исследованием глины для производства кирпича и черепицы, впоследствии использовавшихся в строительстве Александровской крепости в 1770 году. Исследования там вел прапрадедушка по линии мамы. Вот один из экспонатов местного производства. Кирпич сделан вручную и имеет необыкновенные свойства. Сама глина ярко-желтая, точно такая же под полом нашего музея.

— Что можно увидеть в экспозиции вашего музея?

— Нашу коллекцию по праву можно назвать уникальной. Она непрерывно пополняется интересными экспонатами. В коллекции — материалы, связанные с историей и первыми постройками нашего Запорожья, старинные карты и фотодокументы, коллекция старинной черепицы и кирпича, история кирпичного завода на поселке Карантинка. Здесь можно увидеть один из первых кирпичей, произведенных на кирпичном заводе семьи Хилтманн для строительства крепости. К слову, многие из экспонатов были найдены прямо в этом подвале. Например, несколько различных закладных петель для ворот говорят о том, что это только часть сооружения. Были и другие арки, есть даже остатки тайного хода, тянувшегося на многие километры. Инженер Широкорад, проводивший исследования, сравнил стены подвала с Колизеем...

Кроме того, здесь представлены в качестве экспонатов кирпичи из различных исторических зданий города. Например, из старой синагоги. А вот немецкая черепица особого назначения, заботливо сохраненная Марией Хилтманн. Она применялась только для ратуш, госпиталей и учебных заведений. Никто не имел права накрывать ею простой дом.

Также наш музей расскажет о художнике соцреализма, заслуженном художнике СССР и Татарской АССР Алексее Петровиче Бурлае. Здесь представлен творческий архив мастера, а также некоторые его полотна. Например, есть картина «Родной дом», изображающая это место в Аристополе Покровского района Днепропетровской области, написана в 1957 году. Есть автопортрет Алексея Петровича и еще некоторые работы.

Художники того времени писали в основном о возрождении. Героями картин становились люди труда, привлекали внимание днепровские пейзажи, документировались отстроенные из руин заводы и улицы города. К сожалению, судьба многих полотен неизвестна, найти их пока не удалось.

— Какие планы на будущее у музея?

— Сейчас собираемся сбором исторических документов, ищем точные планы и карты. Постройки сверху часто менялись, соответственно, предназначение подвала тоже. Последнее время здесь была угольная котельная, отапливавшая общежитие наверху. Прежде чем приступить к реконструкции, нам пришлось вынести отсюда вручную 60 тонн сажи. Зато теперь мы можем увидеть красоту кладки сводчатого потолка, которая держится благодаря математическому расчету. Хочу сохранить память о старом городе, старом кирпиче, о творчестве Бурлая и о Марии Хилтманн. Нужна помощь историков, краеведческого, художественного музеев и энтузиастов. Сейчас много молодежи интересуется историей, и им наверняка будет интересно познакомиться с прошлым Александровска, секретами старых мастеров и артефактами былых времен. А вообще сейчас готовимся к выставке, которая откроется к первой годовщине музея — 18 июня.

 

Беседовал Артур Туркин

 

На фото: Наталья Коробова принесла Валентине Баталкиной-Бурлай для музея каталог работ Алексея Петровича, когда-то подаренный ее отцу

 

Биографическая справка

 

Алексей Петрович Бурлай (1918-2000), заслуженный художник СССР, заслуженный деятель искусств Татарской АССР.

Родился в 1918 году в крестьянской семье в селе Аристополь Покровского района Днепропетровской области. Приехал в Запорожье в 1932 году на Днепрострой, где и начал свою творческую деятельность.

После освобождения Запорожья работал конструктором авиадвигателей на заводе «Мотор», в 1947 году принимал активное участие в организации и проведении первой послевоенной выставки.

В том же году получил приглашение в Казань, где кроме творческой работы был преподавателем местного художественного училища. За грандиозное полотно «Нефть пошла» и серию других работ получил звание заслуженного деятеля искусств ТАССР.

С 1963 года Алексей Петрович жил и работал в Волгограде.

Еще статьи на тему: